|
|
25 июня – память преподобного Онуфрия Великого
|
По преданию, хранимому на Святой земле, преподобный Онуфрий, прежде чем уйти в отдалённую египетскую пустыню, подвизался в пещере близ «земли крови», где вымолил у Бога там погребённых.
«Земля крови», «земля горшечника» – участок, купленный в Иерусалиме на те самые тридцать сребреников, которые вернул Иуда, прежде чем удавиться.
В Евангелии от Матфея рассказано:
«Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня». (Мф. 27, 6–8).
Землю с этого кладбища (почва была к тому же красного цвета и, вероятно, прежде использовалась в «горшечном» – гончарном ремесле), как святыню, с древних времён увозили с собой паломники, случалось, и на кораблях, чтобы рассеивать её на кладбищах своих городов.
В Иерусалиме на горе Гробниц, где в пещере жил преподобный, – ныне православный греческий монастырь Онуфрия Великого. Местные жители (и не только христиане) почитают преподобного и называют Ангелом Гробниц.
Небезынтересно, что в Египте, в древнейшем монастыре Сорока Синайских мучеников (теперь это скит монастыря святой Екатерины), есть VI века церковь Онуфрия Великого, в которой Литургия совершается лишь раз в неделю, по субботам, с поминовением усопших.
В старину на Руси также обращались с молитвой ко святому Онуфрию о новопреставленных, веря в то, что ему дано препровождать души через воздушные мытарства. Считается, что в этом источник традиции освещать некоторые кладбищенские храмы во славу святого Онуфрия…
Но «земля крови» – это и земля измены, коварства, предательства.
Возможно, в этом исток другой традиции – освещать Божии храмы и монастыри во славу Онуфрия Великого в пограничных пределах, в землях стояния за Истину.
Судьбы храмов и обителей схожи с судьбами воинов и монахов.
Одни выстаивают во многих битвах, другие скоро погибают, чтобы воскреснуть, а может, и пропасть безвозвратно; случается, и в плен попадают.
Так сложилось, что храмы и монастыри во славу преподобного Онуфрия Великого обильно строились в православном «пограничье» на западе Руси, буквально по линии от Соловков до Анапы. В иных местах, во внутренних пределах, храмы и монастыри Онуфрия Великого встречаются не часто.
Пример удивительного стояния в Истине – польский Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный вблизи нынешней границы с Белоруссией. Веками (400 лет!) находясь в агрессивной католической и греко-католической среде, монастырь сохранял чистоту православия. Обитель была основана на месте, куда по Западному Бугу неведомо откуда приплыл большой – в человеческий рост, образ святого странного вида. Рыбаки села Яблочин, обнаружив икону, были поражены: на ней увидели того самого святого – с необыкновенно длинной бородой и прикрытыми листьями бёдрами, которого видели в этих местах. Но имени его в ту пору не знали. Священник разъяснил: Онуфрий Великий.
Яблочинский монастырь выстоял.
А львовский, испытывая более века притеснения после заключения Брестской (1596 года) унии, был в начале XVII века сломлен; как бы в плен к греко-католикам попал. Львовская обитель памятна православному миру тем, что в ней Иван Фёдоров напечатал в 1564 году свой знаменитый «Апостол». Великий православный просветитель умер в 1583 году и был похоронен в Онуфриевском монастыре.
Память о нём ненавистна униатам.
Со временем они перенесли памятную плиту с его могилы в Онуфриевскую церковь, откуда она потом загадочно исчезла.
Плиту, её копию, восстановили при советской власти в «музейный» период обители.
Но вновь исчезла плита – уже в новейшую историю Львова.
Онуфриевская церковь была когда-то и на иных рубежах – на Слобожанщине, в скиту Старо-Харьковской Куряжской обители.
В 17-18 веках на дни Великого поста в скит к Онуфрию Великому переселялась монастыря братия. Располагался скит около источника живой воды.
Читающей России памятен тот Онуфриевский источник и тем, что после молитвы перед чудотворным Озерянским образом и омовением лица в источнике, получил исцеление будущий писатель Григорий Квитка-Основьяненко.
До пяти лет он был слеп.
После гражданской войны в стенах Куряжского монастыря обустроилась детская колония А.С Макаренко, которая существует и поныне.
В 1666 году на Соловках при братском кладбище была выстроена деревянная церковь.
В ту пору на архипелаге, не принявшем церковной реформы, уже тлел мятеж, вошедший в историю как «Соловецкое сидение».
В старообрядческой песне поётся: «Чем по новому служить, лучше голову сложить».
Все сложили, легли на кладбище около нового Онфриевского храма.
В 1823 году там была выстроена каменная Онуфриевская церковь.
А старинную разобрали, перевезли на соседний остров.
Там этот храм был освящён как часовня во славу мученика Власия, а позже – Рождества Христова.
Но древнему срубу был суждён и ещё один переезд: на острове возвели храм Сергия Радонежского, а сруб вновь перевезли на другой остров, где он пребывает и поныне, ожидая своей дальнейшей судьбы.
В 1854 году Соловецкий архипелаг оказался в зоне театра действий Крымской войны (название «Крымская», конечно, условно).
Насельники достали хранившиеся с древних времён, со времён «сидения» копья и бердыши.
Впрочем, были и пушечки. По недоразумению из одной был сделан выстрел.
Древнее ядро не только успешно вылетело, но и каким-то образом пробило борт английского корабля.
Враг был посрамлён и бежал.
На следующий день Соловецкую крепость подвергли бомбардировке.
Из 60 английских орудий было выпущено 1800 зарядов. Но бомбы странным образом почему-то не взрывались.
Из монастырских никто не погиб. Отмечено: уцелели все чайки.
Оборона сопровождалась многими чудесами. Разрушения были незначительными.
Несколько пострадала Онуфриевская церковь, словно б приняв на себя вражью силу, удерживая границу…
Небезынтересно, что в храме Онуфрия Великого, который расположен вне стен монастыря, после закрытия Соловецкой обители в 1923 году, было разрешено служить тем монахам, которые отказались покинуть остров.
Их было около шестидесяти. Единственный раз при советах, на Пасху 1926 года, в лагере для заключённых священнослужителей был разрешен крестный ход.
Вокруг храма Онуфрия Великого – шли четыреста человек, в том числе десятки архиереев…
Её снесли в 1940-м, кирпич и могильные плиты пошли на стройматериалы.
Сейчас идут разговоры о восстановлении храма, чему сопротивляются местные светские власти.
А вот другое море, Чёрное, крепость Анапа. Русская армия взяла Анапу штурмом в 1828 году, 12 июня.
Это был итог военных походов, проведённых Русской армией за минувшие 40 лет.
В Анапе построили православный храм и освятили в 1837 во славу Онуфрия Великого и Петра Афонского, чья память празднуется в один день – 12 июня.
Анапу посетил император Николай I, свой визит он начал с посещения Онуфриевской церкви…
Эту церковь разрушили турки в Крымскую войну – в 1855 году.
Но в 1876 году был выстроен новый храм. Строил его весь город, собирали по 7 рублей с каждого жителя...
В хрущёвские гонения Онуфриевский храм в Анапе, пользуясь принятой нами здесь военной терминологией, ушёл в подполье: в его стенах обосновался дом пионеров, в нём работали детские кружки, воспитывались – на советский манер – дети.
Православные Анапы в тот период сумели купить частный дом и несколько перестроить его в небольшую церковь, освящённую также во славу Онуфрия Великого.
В настоящее время Онуфриевская церковь в Анапе восстановлена.
А переоборудованная стала именоваться церковью Серафима Саровского.
В день Онуфрия Великого гудят колокола над Анапой, летит звон над морем.
Перекликается он и со звоном колоколов в центральной Украине.
В Черкасской епархии зарегистрировано два Онуфриевских монастыря – Корсунский и Жаботинский. Восстановлен же пока один.
В день памяти преподобного Онуфрия Великого десятки автомобилей на трассе Черкассы – Чигирин заворачивают по стрелке-указателю на «Думанцы», устремляясь к Свято-Онуфриевскому монастырю, расположенному между речками Тясмин и Жаботинка, что над селом Чубивка – на Ветряной горе.
Документов, проливающих свет на обстоятельства и время основания Жаботинского Онуфриевского монастыря, не обнаружено.
Однако известно, что в 1706 году монастырь уже существовал: митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам (Ясинский) обращался к гетману Ивану Мазепе (у которого в сердце уже зрела измена своему царю) с просьбой «про опiку благочестивых монастырiв»…
В 1717 году Чигирин отошёл к Польше и сделался административным центром так называемого Чигиринского староства, владельцами которого стали магнаты Яблоновские.
При Яне Яблоновском с 1717 года на чигиринщине начали возрождаться, а в ряде случаев и образовываться, православные обители.
В Матронинском лесу Холодного яра возникло 14 монастырей. Интерес Яблоновского в этом деле, окончившего Львовский иезуитский коллегиум, был экономическим: нужно было на опустевшие за время войн земли привлекать население.
Кто ж пойдёт жить, если нет храмов и монастырей?
Близ Матронинского Свято-Троицкого монастыря, который Яблоновский возрождал первым, был известен Онуфриевский источник…
Из жития преподобного мы знаем, что 30 лет из 60-ти, проведённых им в пустыне, около его пещеры бил источник и росла финиковая пальма, двенадцать ветвей которой поочередно плодоносили…
Необыкновенно его житие, как забыть: маленький Онуфрий приносит к иконе Богомладенца хлеб, говоря: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не даёт хлеба».
И Младенец Иисус принимал тот хлеб.
Памятны и последние слова преподобного:
«Чтущий память мою, каким бы то ни было образом, удостоится Божиего благословения.
Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
После «красных десятилетий» Свято-Онуфриевский монастырь начал оживать в 1993 году.
К этому году, вероятно, как и тремя столетиями ранее, в монастыре немногое уцелело.
Погибла соборная трёхпрестольная деревянная церковь 1758 года постройки, несколько братских корпусов, хозяйственные строения.
На церкви Онуфрия Великого (освящена в памятном 1812 году) были разрушены купола, уничтожены иконостасы…
И вот минули 16 лет. Обитель в буквальном смысле поднялась из руин.
Если б кто-то делал фотографии по снимку в день и теперь, смонтировав, прокрутил нам фильм, мы б увидели, как вырастают из земли белокирпичные строения хозяйственных построек, трапезной, гостиницы, как восстанавливается золото на куполах храма, как возникает новый сад и пасека за ним.
Мы б увидели, как о. Еразм освящает во славу святителя Николая новую пещерную церковь.
Многими любим этот монастырь.
После Литургии на колокольне ударят в колокола – из храмы Онуфрия Великого двинется крестный ход; сотни людей – вначале стройно и по двое, а далее уж вне всякого порядка, гурьбой, ступают по травам зелёным…
Как и сто лет назад, как и двести, и триста.
При желании можно даже и лица тех людей, прежде нас здесь шедших, представить – родные!..
Они удержали церковь от униатства и расколов, удержать бы и нам.