Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 169 июль 2016 г. >> Незавершенная беседа с Вячеславом Ольшанским (2)

Незавершенная беседа с Вячеславом Ольшанским (2)


Читайте также:
 

 

- Скажи, пожалуйста, почему Афон вдруг? Это вдруг или не вдруг?
- Это вдруг, потому что, заканчивая своё обучение в Риме, я ...

- Вот ещё по поводу обучения в Риме. Я тебя, прости, перебила. Ты и дальше всё учился и учился.
- Да, по благословению.

- После актёрского факультета следующий ВУЗ был…
- После актёрского факультета была работа в Лавре, в отделе социальной помощи детям-сиротам, тогда ещё архимандрит Филарет (Кучеров) – ныне епископ Львовский и Галицкий возглавлял этот отдел. Ситуация так сложилась, что я пел в храме прп. Сергия Радонежского на Караваевых Дачах, на Уманской, где он был настоятелем. Сейчас там огромный собор, очень красивый, в русском стиле.

- А когда ты стал петь на клиросе?
- Да практически с того времени, как пришёл в храм. Организовала наша тётя Лена Бабич молодёжный хор, костяк которого и сохранился в храме Свт. Феодосия Черниговского.

- Давай вернёмся к Афону. Почему Афон?
- После моего актерского образования, к сожалению, не смог найти театр, в котором у меня душа была бы довольна, на месте.
И сочетать жизнь искусства и жизнь духовную.
Жизнь духовная преобладала, и тогда вот как раз архимандрит Филарет набирал себе команду молодых ребят специально – у него уже был опыт направления наших студентов на обучение в Рим – в папские университеты. Он мне предложил, я согласился.
Специальность была выбрана им: «Церковное или каноническое право».

- Православное? Общецерковное, до раскола или как?
- На самом деле между нашими положениями в праве разница в том, что в католической церкви есть два совершенно сформировавшихся кодекса, по которым живут: Кодекс для латинской церкви и кодекс для церквей восточного обряда
- Греко-католики или униаты.
- Греко-католические церкви, лучше их называть «церкви восточного обряда». Не все они просто греко-католики, не у всех византийская традиция. Всего 5 традиций литургических существует:
- Назови, пожалуйста.
- латинская или римская, константинопольская или византийская, антиохийская, александрийская и сирийская.
И ещё армянская. Антиохийская входит в сирийскую. И армянская традиция. Пять церковных литургических традиций.
После этого я уехал в Рим.

- Кто преподавал? Момент, который не то, что удивляет, но интересует: чему православный человек не может научиться здесь и, в связи с этим, почему он должен ехать учиться в Рим? Нам не хватает каких-то материалов, документов? Хочется узнать их дух изнутри? Что нас побуждает?
- В православной церкви, к сожалению, не существует так хорошо организованного образовательного процесса, как это организовано у западной церкви.

- Запад вообще схоластичен, более  последователен, структурирован и менее сердечен.
- Я бы даже сказал – менее духовен.
- Спасибо, я просто смягчила. Но это моё мнение.
- Это моё мнение также. Духовность, к сожалению, схоластикой была подавлена.
_ Где преобладает разум, сердце отступает: «Ну что ж, преобладай»
- Нет Духа.

- Знаю многих католиков, которые всю жизнь ходили в православные храмы.
Могу об одном сказать. В 20 лет человек почувствовал призвание посвятить жизнь Богу.
Он никогда не был женат, по обстоятельствам семейным всю жизнь работал, был деканом факультета социологии в Женевском университете, хотя сам парижанин.
И как только вышел на пенсию в 65 лет (на Западе дня свыше работать не будешь, разве что консультантом без оплаты), он тут же принял сан.
Но всю жизнь он ходит на всенощное бдение по субботам в русский храм православный.
И когда приезжал сюда, первым делом мчался во Флоровский или Лавру.
- Напоминает историю моего преподавателя-иезуита, который сейчас принял православие и является священником, насельником Высокопетровского монастыря в Москве и директором Высших богословских курсов при этом монастыре. Отец Константин (Саймон).
- Откуда он?
- Он американец, но происхождение у него украино-венгерское, причём и с той, и с другой стороны он не был католиком, отец был протестантом, мать православной. Но так как они жили в Америке, и иезуитские школы предоставляли тогда хорошее образование, они стали католиками.
- Мы отклонились немного от темы.
- Система образования на Западе и моя роль в получении именно этого образования состояла в том, что тогда ещё архимандрит Филарет стал епископом Дрогобычским, а потом и правящим архиереем Львовской епархии и ему нужны были специалисты как раз по униатизму и по церковному праву именно христиан восточного обряда.
- Львов – это как раз та территория, где у нас всего 4 храма
- Где очень много споров и абсолютно нет специалистов.

- Матушка схиигумения Вероника очень хорошо разбиралась в этом.
- Матушка схиигумения Вероника была студийской монахиней.

- Да, 11 лет, до перехода в православие. Поэтому и занималась этим. У неё было благословение в процессе подготовки к годовщине собора 1946 года, на котором было запрещено греко-католичество во Львове, изучить те компромиссы, на которых была приняла на украинских землях уния, поднять все доступные документы в архивах и с ними работать. И она к своему изумлению обнаружила, что ни одного из сорока с лишним пунктов не было выполнено.
- Начиная с Брестской унии. Она мне тоже рассказывала. Я был лично знаком, мы с ней общались. И знаком с матушкой Гавриилой, она музыкант.
- Да, окончила Львовскую консерваторию.
- А матушка Вероника была филологом.
- А до этого была балериной.
- А потом помощником режиссёра в театре Заньковецкой.
Поэтому вот как раз процесс образования, моей научной деятельности в их среде должен был помочь мне в работе с униатами у нас на Украине.

- Скажи, пожалуйста, какой это был уровень? Кем ты вышел? Магистр?
- Магистр. Магистр церковного права. Специализация была моя «Восточное церковное право»

- Насколько это было полезно для тебя?
- Полезно, потому что для меня многое открылось. Я получил опыт пребывания в среде католиков.
Жил я в латинском колледже, а учился с католиками восточного обряда, и на самом деле увидел как положительное, так и отрицательное стороны, но самое главное – это то, что я увидел, чего не хватает нам православным.
Чего нам не хватает, так это доброты.
И, как говорит геронда Ефрем, мой игумен монастыря: «Да, у католиков есть, преобладает доброта, но духовности нет». И я ощутил это.

- Доброта… Доброту же мы воспринимаем как
- сентиментальность

- Мы вообще доброту воспринимаем очень душевно, потому что если бы мы воспринимали её немножко выше, чем душевно, воспринимали бы духовно, то понимали бы, что даже когда нас «поучают», то о нас заботятся, что нам добра желают, к нам по-доброму относятся.
У нас ещё недосформировано, что такое доброта по евангелию. И что такое доброта мирская и доброта евангельская.
- На третьем курсе (последнем) моей магистерской программы обучения епископ меня направил к своему духовнику геронде Ефрему Ватопедскому ради благословения на священство. У меня было два месяца на посещение Афона, всех обителей.
Я думал, хватит на посещение всех 20 монастырей, переступил порог обители Ватопедской и понял, что для меня здесь и Иерусалим, и весь Афон.
И уже никуда не хочется. Монастырь на высоком уровне сейчас и в расцвете.

- Греческого ты тогда практически не знал?
- Да, практически не знал. У меня были какие-то азы из-за того, что я изучал древнегреческий в институте

- Сколько у тебя языков сейчас? На каких общаешься?
- Рабочих пять: украинский, русский, английский, итальянский, греческий. Читаю на французском, со словарём древне-греческий и латынь.


Схиигумения Вероника – в мантии игумения Варвара (Щурат-Глуха) – настоятельница первого православного (Спасо-Преображенского) монастыря во Львове после 300-летнего католического господства на Львовщине. О ней подробнее в февральском 2015 года выпуске «Колокола» («Земли Галицкой созревший клас»).



 

 
 
 
 

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 15