Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 169 июль 2016 г. >> Незавершенная беседа с Вячеславом Ольшанским (3)

Незавершенная беседа с Вячеславом Ольшанским (3)


Читайте также:
 

 

- В нашем монастыре установлено правило, которое читается в 4 часа вне зависимости от восхода.
Только может меняться во время Великого поста.
Там свой устав, свой распорядок. В 4-00 начинается братское правило, полунощница, утреня, часы, литургия.
Литургия служится у нас в маленьких храмах. У нас всего в Ватопедском монастыре 30 приделов, не приделов, а маленьких храмов, часовен, в которых каждый день совершается богослужение, кроме воскресного дня, когда оно совершается в главном храме в честь Благовещения (и монастырь Благовещенский по главному храму).

- Когда основан монастырь?
- Монастырь был основан – по преданию, но не по документам, императором Феодосием II, то есть, мы говорим о V веке, конец V века, 480-е годы.
Первое письменное упоминание о монастыре (в нашем же монастыре находится этот документ), под которым игумен Ватопедской обители подписался, – в 970 году, 400 лет спустя, причём самый древний монастырь на Афоне – это Ватопедский, но, к сожалению, юридически так не признано, потому что Лавра Афанасия Афонского считается первым общежительным монастырём

- У вас общежительный монастырь?
- Сейчас да.
- А вообще на Афоне кроме общежития какие формы существуют?
- Да никаких. Идиоритмических (особножительных = своекоштных – прим. ред.) нет. Есть каливы, есть келлии, есть скиты.
- Расшифруй очень кратко.
- Калива – это когда есть небольшой домик, в котором живёт геронда со своим послушником, как прп. Паисий.
Келлия – это когда живут более двух монахов.
Келлии могут организовывать скиты. И содружества келлий, у которых есть храм общий, в котором они молятся.
Это не запрещает им иметь храм в келлиях. У скитов храмы могут быть с куполами, потому что у келлий и калив храмы не имеют куполов.

- Просто домовые.
- да, и 20 признанных монастырей…
- То есть, ты говоришь, что более всего поразило ощущение братства, жизни Духа.
- Ощущения – их невозможно передать. Ощущение единства с братией, с природой.
И баланса, и равновесия. Потому что в нашем монастыре система исихасма – это школа нашего старца Иосифа Ватопедского, который был учеником старца Иосифа Исихаста, который возобновил Афон.
Скажем так, снова заполнил монастыри монахами. Система заключается в том, чтобы было непрестанное творение Иисусовой молитвы вслух, во время работы. Конечно, зависит от послушания, где это возможно. Геронда всегда подчёркивает, что монах всегда приходит в монастырь именно для молитвы.
Работа – в перерывах молитвы, а не наоборот. То есть, в нашем монастыре молитва считается первым деланием монаха, а потом послушания.
Послушания абсолютно разные. Послушания каждые 2 года меняется, разве что есть уже какие-то специализированные.

- Расскажи для тех людей, которые почему-либо мало знают о монастырской жизни. Почему так, почему полезно менять послушания.
- Наш старец говорит, что это не вызывает привыкания, и человек никогда не имеет уверенности, потому что монах – это человек, живущий полностью по послушанию.
В нашем монастыре ещё есть практика постоянного изменения келлий, например. Келлии у тебя твоей постоянной нет.
Ты не знаешь, в какой ты келлии будешь завтра.
Сегодня могут поселить тебя в одну келлию, а завтра сказать: «Знаешь, я передумал, иди ты в другую келлию».
- В келлии с кем-то?
- Нет, у нас монахи по одному.
- Что разрешается в келлии, что поощряется, что не поощряется? Что у тебя в келлии есть? Много ли вещей?
-  Вещей немного, самое нужное, самое необходимое. Что касается устава, устав запрещает иметь еду в келлии и воду.

- Где вы питаетесь?
- Питаемся только на трапезе. В день 2 трапезы. И одна трапеза во время поста Великого.
- Днём, вечером?
- днём.

- Мы говорили о богослужениях первой части дня. Что потом? Послушания?
- Богослужение, трапеза, послушания, дневной отдых – зависит от послушания, минимум 2 часа. Потом вечернее богослужение, трапеза. Вот вечером в зависимости от Солнца.
- Из-за длины светового дня?
- Да. Сейчас летом вечерние богослужения начинаются в 5 часов, а Великим постом в 3-30, то есть, всё зависит от византийского времени.
После этого повечерие с каноном или с акафистом Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная» и всё, богослужения заканчиваются на этом.

- Служите ли вы, например, междочасия? Вообще встречал ли ты где-нибудь этот вид богослужения? Или всегда келейно?
- Только в литургике.

- Какие у тебя послушания были, есть? Ты мне говорил, что сейчас предполагается новое послушание.
- Да, предполагается другое послушание, более специализированное, так как у меня есть владение языками.
Геронда меня направил на церковную выставку, так у нас называется  духовная лавка, магазин.
С людьми общаться, консультировать. До этого я был архандаричным, то есть, который принимал гостей, трапезарём.
- Чем угощал?
- Трапезарий накрывает на стол, убирает, вот такая функция. И поваром тоже был, помощником поваров наших.

- Чем питаются афониты?
- Как вы знаете, афониты не едят мяса никогда. Рыба бывает, морепродукты бывают, …
Вспомнил, что самое главное хотел сказать.
В нашем монастыре – это, наверное, единственный монастырь, на Афоне, в котором литургическая жизнь – а это причастие – частое и необходимое.  Когда нет поста – 4 раза в неделю причащаются, а когда есть – каждый день.

– Скажи, пожалуйста, правило вычитывается перед этим или заменяется Иисусовой молитвой?
- Что обозначает «Правило»? Такого правила, как три канона, канон ко причастию и молитвы, у нас нет.
Геронда говорил, что мы этим самым убиваем причастие и не даём возможность людям причащаться.
Для причастия достаточно соблюдать церковные посты и вычитывать десять молитв.
В Греции никто не читает даже 10-ти молитв. Люди соблюдают постные дни, люди соблюдают посты.
Благочестивые миряне, которые часто причащаются, они соблюдают посты и вычитывают 10 молитв ко причастию, что является важным.
Но распорядок другой. Расположение молитв другое.
Наши молитвы – они разбросаны, а там по блокам, там есть молитвы Иоанна Златоустого, молитвы Василия Великого.
Я столкнулся с тем, что не совпадают.

Частое причастие очень важно для монаха, потому что основных грехов, которые бы препятствовали причащению, у монаха нет, а повседневные грехи открывают в исповедании помыслов.
Исповеди ежедневной нет, но есть ежедневное откровение помыслов старцу.
Когда старец в монастыре. Когда старца в монастыре нет – ждём старца.  
– Скажи, как это происходит физически? Ведь вас не два человека.
- 120 монахов и около 15 послушников. И все только старцу.
До какого часа это происходит?
- На протяжении дня. То есть, ты старца ловишь на улице, он идёт по своим делам. Ты ему на ушко говоришь.
- Иначе говоря, такого, чтобы все чинненько зашли к старцу вечером…
- Чинненько – во время богослужении. Во время богослужения старец находится в исповедальне, и он там принимает монахов.

- Расскажи немножко о встрече с герондой. Гéронду Ефрема знаем мы достаточно.
Те, которые захотят узнать, могут посмотреть и послушать те интервью, которые были записаны здесь, когда он был на Руси, в Росси и в Беларуси, в прошлом году.
О нём подробно не будем говорить, а вот о твоей встрече и о том моменте, когда ты понял, что ты остаёшься, что «моё сердце здесь».
- Первая моя встреча была довольно холодной, потому что геронда не знал меня, я не знал его, это всё было по протоколу, 2 года, идёт 3-е лето.
И когда геронда присматривался ко мне, он говорит: «Хочешь стать священником? А что ты можешь людям дать
Этот вопрос меня немножко насторожил. Я говорю: «Утешение, доброту».
Он говорит: «Это прекрасно, а в духовном плане – что ты людям можешь дать, чем ты обладаешь? Какими духовными дарованиями ты обладаешь
Я говорю: «Геронда, полагаюсь только на свой разум, опыта житейского как знаете, у меня нет, я молодой человек».
Он говорит: «Ну, тогда набирайся духовных дарований, а потом будешь священником».
У нас в монастыре на 120 человек братии только 10 священников и 4 дьякона.

- Долог путь к священству или всё-таки по-разному?
- Путь к священству и монашеству – разные пути.

- Имею в виду священников среди монахов.
- Среди монахов есть разные. Есть молодые священники – 35 лет. Канонический возраст – это 30.
Канонический возраст всегда соблюдается, об этом есть в канонах, не скажу сейчас, где именно.

- А монашество?
- Для монашества тоже 30. Но потом всё зависит от временных кондиций, скажем так.
- Что же было с собой дальше? Ты стал присматриваться? Решил, что ты остаёшься?

- Я не  решил, что я остаюсь, потому что у меня были обязанности перед моим епископом и перед моей церковью, которая в меня вкладывала и вложила.


На этом наша беседа прервалась.
Было немного жаль: всегда радостно узнавать в
выросшем на глазах человеке
признаки полноты жизни, любви, интереса, стремления через различные пробы себя отыскать вечную Истину и свой к ней путь.
Было очень приятно прикоснуться к другой личности.
Вопросы множились, собственные внутренние горизонты раздвигались, душа расширялась, впуская собрата, жизнь жительствовала.

Хотелось пожелать Вячеславу беспрестанно стяжать внутренний мир, оберегать его от излишней публичности,
хотелось пожелать того итога, ради которого он устремился на Святую гору Афон.

А нам с вами – следующей встречи, ведь в незавершённой беседе
всегда есть надежда на продолжение.
Беседовала р. Б. Евгения Ерёменко



 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 174