Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 171 сентябрь 2016 г. >> Монастырь Рождества Богородицы в селе Липча на Закарпатье

Монастырь Рождества Богородицы в селе Липча на Закарпатье

 

Предпоследняя по площади область Украины (12 753 кв. км.), Закарпатская область стоит на первом месте по количеству действующих канонических монастырей (около 40). Большинство из них (19) основано после 1990 года, более 10 – в 1920-30-е годы, 2 – до революции, 1 – до 1414 г., 2 – в домонгольский период.

  Село Липча расположено в самом центре Карпатской Руси (название Закарпатье вошло в обиход после 1946 года, когда этот край впервые после XII-XIII веков вошёл в состав Руси, тогда – СССР), неподалёку от «села монахов» Иза (центр возрождения в ХХ веке православия, откуда вышло 160 монашествующих).

Распространение христианства на Закарпатье связывают с именами свв. равноапп. Кирилла и Мефодия и их учеников, поэтому закарпатцы считают себя православными на столетие ранее нас, жителей Киевской Руси, крещённых св. равноап. кн. Владимиром в 988 г.
Возможно, ранние христиане тоже бывали в этом регионе; несомненно православное влияние и дочери св. князя Ярослава Мудрого Анастасии – супруги венгерского короля Андраша I, королевы Венгрии в 1046—1060 годах.

Основание Рождество-Богородичного монастыря в Липче относится к 1924 году – времени возрождения православия на этих землях после  многовекового австро-венгерского гнёта.
Среди участников движения за возрождение православия была девушка Юлиана Прокоп. Инок Алексий (Дехтерев) в статье «Как началось восстановление Православия Закарпатской Руси» писал:
«…Почти вся Иза перешла в Православие, за исключением 64 дворов.
Само собой разумеется, что все, перешедшие в Православие, перестали посещать униатскую церковь и начали собираться группами по домам для чтения духовных книг и назидательной беседы.
Чаще всего собирались селяне для чтения и бесед в доме сейма Прокопа.
У него была племянница, восьмилетняя Иулиания Прокоп, очень серьезная, развитая не по летам.
В эти младенческие годы она уже чуждалась игр, все более уединяясь и раздумывая над суетностью человеческой жизни.
Решительно все замечали особенность этого ребенка, не знавшего присущего детскому возрасту веселья.
Однажды она спросила своего дядю: «Можно ли жить так, чтобы никогда не выходить замуж?» – И дядя ответил восьмилетней девочке: «Конечно, можно. Так жили великомученицы Екатерина, Варвара и Параскева…»
Иулиания глубоко задумалась. Дядин ответ наполнил ее сердце еще неведомой радостью.
Помолчав немного, она опять приступила к дяде: «Но откуда же мне знать, как жили эти мученицы? Ведь я еще маленькая и читать не умею».

И еще раз дядя открыл ей страничку духовного познания.
Он сказал: «Нужно обратиться к Богу с молитвенной просьбой о вразумлении».
Так закончилась беседа Иулиании с дядей. Настала ночь.
Молилась девочка до самого утра.
Когда открыла книгу – вдруг стала читать, да, начала читать, как будто уже ходила в школу.
И это было впервые явленное ей благоволение Божие.

С той поры Иулиания стала вести аскетическую жизнь, мечтая о монашестве.
Группа девушек собиралась тайно для молитвы, для переписывания от руки священных книг и акафистов.
Позже, уже став игуменьей Параскевой, Иулиания продолжала хранить переписанный от руки сборник акафистов и песнопений.
Юная подвижница с помощью подруг и некоторых жителей села даже построила дом (который оставалось только покрыть крышей) для устроения в нем монашеской общины. Но во время очередного этапа гонений власти разрушили строение.

В 1913 году, во время второго Мармарош-Сигетского процесса, вновь начались жестокие преследования девушек, составлявших подобие монашеской православной общины.
В одну из ночей в сарай, где жили исповедницы Христовы, нагрянули жандармы.
Девушек арестовали и доставили в казармы.
Там их обнажили и жестоко избили, заставляя отречься от православной веры, затем вывели во двор, на 30-градусный мороз, и обливали ледяной водой.
Палачам показалось этого мало, и девушек повели по улицам села для устрашения жителей, а затем загнали в реку, где продержали девушек около часа…
Униатский священник Андрей Азарий убеждал Иулианию отречься от «московской веры» и обещал свое заступничество, но девушка мужественно исповедовала Истину».

На Крещение Господне в 1918 году её вновь арестовали.
Пытки были страшные: били воловьей жилой с оловом на конце, топтали ногами, рассекли голову, сломали зуб…
Отливали холодной водой и вновь истязали.
Позже один из жандармов, узнав, что Иулиания поправилась и осталась жива, пришел к ним домой, бросил на землю свое ружье и сказал: «Уже никогда и никого не буду бить. Вижу, что милость Божия с Вами!»

Иулиания Прокоп была пострижена в монахини с именем Параскевы в феврале 1923 года.
И уже через два года, летом 1925 года, состоялась закладка женского монастыря в нескольких километрах от села Липча.
Двадцать девушек во главе с матушкой Параскевой начали святое дело строительства православной обители: носили на своих хрупких плечах строительный материал, месили глину и делали из нее кирпичи для постройки.
Уже в конце 1925 года была построена церковь и жилой корпус с шестью кельями.
Потихонечку налаживалось и монастырское хозяйство: появились швейная мастерская, мельница, свои лошади и коровы, пруд с рыбой, огород.
Потянулись в благословенную обитель люди…
Духовными наставниками первой женской обители стали апостол Карпат прп. Алексей Карпаторусский и его сподвижник игумен Амфилохий. Очень скоро монастырь стал своеобразным миссионерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа.

Именно в этот монастырь в 1929 году из Франции приехал, чтобы принять православие (был крещён в католичестве) знаменитый художник, профессор Ростислав Владимирович Лукин (1904-1988).
После революции уроженец Белгорода вынужден был эмигрировать из России в Константинополь, затем в Чехословакию и Францию.
На чужбине он учился у русских и украинских художников, входил в общество «Икона», писал иконы для русских церквей в Париже и Тулоне.

В 1930-е годы из монастыря велись радиопередачи, транслировалась Божественная литургия.

В 1961 году монастырь был закрыт, как и множество других обителей, пострадавших в богоборческую «хрущёвскую оттепель».
Молодых монахинь решено было трудоустроить, нетрудоспособных – отправить в дом престарелых.
Монастырские земли и постройки передать под школу-интернат.
В сопровождении милиции 25 монахинь перевезли в Мукачевскую обитель, остальных отправили по домам.

Уже в 1964 году разрушили церковь, разобрали три корпуса, часовню, мельницы, веялку, ткацкую и швейную мастерские.
Конфисковали колокола, электрическую турбину. Исчезли прекрасный иконостас, богатая монастырская утварь…
Зато построили два больших санаторных корпуса.
Жители относились с любовью и жалостью к детям-сиротам, но и молились о возрождении обители.

11 июля 1990 г. было принято решение о поэтапной передаче монастырю его территории и строений.
С тех пор шаг за шагом благоукрашается этот дивный островок православия на Закарпатье.
Осенью здесь воздух напоен благоуханием винограда, в возрождённом храме первыми вас приветствуют родные нам святые – свт. Феодосий и прп. Лаврентий Черниговские, на горке за храмом пожёвывает травку пара косуль, а в трапезной всегда готовы накормить вкусными закарпатскими блюдами.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 180