Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 175 январь 2017 г. >> 19 января - Торжество Богоявления

19 января - Торжество Богоявления



Читайте также:


Игумен Тихон (Борисов)

Сегодня Господь смиренно погружается в Иорданские струи.
Сегодня Он, безгрешный, вместе с толпами грешников, уязвленных страстями и пороками, приходит на берега этой нашей сложной, невдохновенной земной жизни.
Он, не нуждающийся в покаянии, слушает проповедь Иоанна Крестителя!
И вместе с вереницами тысяч людей на Иордан приходит Сам Бог, чтобы принять крещение.
Предтеча узнает Мессию, ужасается, и как говорит евангелист Матфей, «удерживает» Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
И тогда он слышит кроткий Небесный, Божественный ответ:

«Так надлежит нам исполнить всякую правду».

Правда и Истина Богоявления открылась и просияла человечеству в Христе, погружающемуся в хрустальные воды Иордана, в «Родителевом гласе»:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и в Духе, сходящем с Неба «в виде голубине».
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение».

Сегодня удивительный Праздник.
В древности Рождество Христово и Крещение было единым великим Торжеством!

В литургических текстах, которые являются настоящим сокровищами нашей Церкви, подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды:

«Земля освятися Рождеством Твоим, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою.
Ныне асе водное естество благословится, Тебе плотию крещщуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию
».
Господь погружается в Иорданские струи не для очищения от греха, но чтобы освятить эти воды, преобразить и наполнить их жизнью.
Чтобы привести и наши сердца к благородию, сделать их благородной почвой для любви, добра и смирения.
В древней Церкви праздник Богоявления называли «днём светов».
«Явися ecи днесь Вселенной, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел ecи и явился eси, Свет неприступный».
Сегодня Святая Церковь купается в этом таинственном неприступном свете.
Сегодня сотни тысяч купаются, погружаются, окунаются в реки, озера, проруби.
Не для физического здоровья, не для того, чтобы поставить рекорд, но чтобы ощутить полноту Торжества, атмосферу Небесной Тайны!

Сегодня нам очень нужен Божественный Свет!
Без него человеческое сердце — бесплодная, страшная растрескавшаяся пустыня.
Без этого Света, жизнь — это путеводитель по смерти.
Только, чтобы стяжать этот Свет, наполнить им пространство нашего сердца, нужен не день, не годы...
Для этого нужна вся наша жизнь. Филигранная духовная работа над своей душой не прекратится до гроба.

Как-то однажды, уже будучи всемирно известным ученым, Альберт Эйнштейн был приглашен на ужин.
Рядом оказалась молоденькая девушка.
Завязался разговор, и девушка спросила лауреата Нобелевской премии: «А чем вы занимаетесь
«Физикой...» — скромно ответил гений. «И сколько времени?» «Всю жизнь...» — сказал он.
«Всю жизнь?! — искренно удивилась собеседница, — Бедняжка! А мы в колледже прошли ее за полтора года

Духовная жизнь — это не физика.
Нам не хватит и всей нашей жизни, чтобы пройти эту трудную науку кротости, смирения, великодушия, любви и молитвы.
И науку эту мы изучаем не за школьными партами, не в университетских аудиториях...
Науку самопознания, борьбы со своим эгоизмом, со своими страстями мы проходим в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми.
И когда Господь вызывает нас на экзамен к доске, то часто мы пишем ответ не мелом, а своей собственной кровью!
Другого пути нет.
«Отдай кровь и прими дух», — учат нас святые отцы.
И эта духовная борьба за раскрытие в себе образа Божия, обожение, уподобление Христу — самая важная, самая трудная, но самая глубокая, светлая и творческая духовная работа человека.
В чине освящения Великой Агиазмы есть такие замечательные молитвенные строчки:
«Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир, Ты, от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времени круг лета венчал ecu. Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы... Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния».
Мир — это удивительная поэма, прекраснейшее художественное полотно.
И Господь — Творец, Создатель, Художник и Сочинитель этой гармоничной, универсальной картины, этой вселенской, чудесной поэмы мира.
И в образе Божием, заложенном в человеке есть творческая проекция. Человек — это творческое существо.
Творческая жилка заложена в каждом из нас. Кто-то становится художником, кто-то писателем, кто-то вышивает крестиком.
А кто-то с любовью воспитывает своих детей — это тоже творчество.
Иной строит здание и в него вкладывает свою душу.
Творческие возможности необъятны.

Ну, а если под рукой нет кисточки, бумаги, стамески, глины или других необходимых инструментов и материалов? Что тогда?
У каждого из нас под рукой, рядом всегда есть прекрасный материал, мягкая податливая глина — наша собственная душа.
Её надо украшать! О ней заботиться. Её лечить. О ней думать.
Главное — чтобы мы не теряли вдохновения, не выгорали, помнили о Небе, старались стяжать покаянный дух, дух любви, радости, мира!

Лев Толстой говорил: «Держись за землю. Одна земля не предаст
Вот оно, самое страшное устроение — держаться только за землю.
Преподобный Исаак Сирин утверждает, что 
«слово о добродетели требует сердца, не занятого землёй».
У каждого из нас много земных обязанностей, дел, устремлений.
Но задача наша — держаться за Небо. Земля — может предать! Небо — никогда!

Поэтому в серой череде будней, сквозь заботы и суету, через трудности и боль, шагая ступенями ежедневной борьбы, обливаясь потом скорбей и непонимания, мы не должны терять ощущения жизни, как Тайны, как Божественного Чуда, трепетного прикосновения к нашей душе Небесного Промысла!

Блаженный Августин, комментируя Евангелие, говорит, что чудо — не только приумножение хлебов, но и само произрастание хлебов!
Это очень важная мысль. Верующее сердце должно уметь рассмотреть тайну, глубину, чудо в каждом мгновении нашего бытия — в улыбке ребенка, в слезе старика, в хрустальных каплях Крещенской агиазмы!

Господь открывает наше сердце Евангельскими страницами.
Он прикасается к нашей душе через красоту мира, через мерцание звезд, через поэзию падающего снега.
Он будит нас внезапной болью, потерей дорогих людей, разнообразными скорбями.
Он тихо и бережно приглашает каждого из нас на Небесный Свой пир! Но Он никогда не заставляет! Не домогается.
Никогда насильно не пихает нас в спину. Господь просто ждет и надеется. Надеется и ждет.

Как однажды кто-то саркастически спросил старца: «Ну, хорошо! Человек верит в Бога! А в кого верит Бог
И старец ответил: «Бог верит в человека
У Него — ни одной незамеченной снежинки! Ни одной брошенной или забытой души!

Главное — это не быть мертвым. Быть чающим движения воды.
Видеть красоту богоподобия в каждом человеке, встречающемся на нашем жизненном пути.
Преподобный Силуан Афонский говорит:
«Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош.
Но, когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их и даже их портянок — вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть


Игумен Тихон (Борисов)Торжество Богоявления — это возможность в огненных водах Иордана, как в зеркале, увидеть лицо ближнего, увидеть свое лицо, увидеть лицо всего нашего народа.
«Россия для того только и живёт, чтобы хранить христианство», — говорит Достоевский.

А самое главное — это то, что сегодня мы видим, как Спаситель мира погружается в Иорданские струи.
Он присоединяется к исстрадавшемуся человечеству.
Вместе с кающимися грешниками приходит Он, не имеющий нужды в покаянии.
Вместе с толпами грешников, крещается Он, безгрешный!

Игумен Тихон (Борисов)

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фамилия БОГОЯВЛЕНСКИЕ

Говоря о двунадесятых праздниках, невольно вспоминаешь выдающихся церковных и государственных деятелях, известных людях, связанных с этими праздниками своей фамилией.
Советский поэт Роберт Рождественский, обновленческий «митрополит» Александр Введенский, учёный-геолог Владимир Воскресенский, священномученик Иларион  (Троицкий), первый новомученик Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), Николай Благовещенский — беллетрист, этнограф, автор многих путевых заметок, в том числе о путешествиях к святым местам. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Откуда же и почему появились такие фамилии?
Уже в XII-XIII веках человеку давали прозвище, которое переходило к его детям и закреплялось как фамилия.
В прозвище отражались какие-то особенности внешности, поведения, черт характера.
Желая отличить одного Ивана от другого, люди говорили, что это сын Петров или Сидоров, то есть, уточняли, кто его отец.
Множество современных фамилий произошло от рода деятельности.
Так, например, в русском языке появился Кузнецов и Ковалёв, в украинском – Коваль, Коваленко, Ковальчук, в английском Смит и т.д.

Конечно, нередко фамилией становилось указание места проживания семьи: Крутиховские (от речки Крутиха), Хорольские, Винницкие, Белоцерковец.

Иностранцы, появляющиеся на Руси, привносили свои корни: Юсупов, Баскаков, Карамзин…

Кроме таких вот «естественных» фамилий, существуют и искусственные, которые давались первоначально безымянным детям – найдёнышам, сиротам, незаконнорожденным.
Затем неказистые на взгляд церковного начальства фамилии семинаристов стали заменяться более благозвучными.
Пример тому – святитель Филарет Гумилевский, родовая фамилия которого – Конобеевский.

В рассказе С.Н.Сергеева-Ценского «Счастливица» замечательно описано возникновение церковных фамилий:
«Есть такое предание о древнем московском академическом начальстве, как оно перекрещивало бурсаков.
Кто был тихого поведения и громких успехов, тот… получал фамилию от праздников, — например, Рождественский, Богоявленский, Успенский, Троицкий или Вознесенский…
Кто был тихого поведения и тихих успехов, — этим скромникам… давали фамилию от цветов…
Вот тогда-то и пошли все Розовы, Туберозовы, Гиацинтовы, Фиалковы…
Но были еще и такие, что успехов-то тихих, а зато поведения громкого, — эти получали прозвища от язычества: Аполлонов, Посейдонов, Архитриклинов, Илионский, Амфитеатров и прочее.
Что же касается других „благодатных“ фамилий, то к ним относятся: Благовидов, Благонравов, Благорассудов, Благосклонов
».

А среди Богоявленских известно более десяти архиепископов и епископов.
Первый из них – Геннадий, живший на рубеже XV-XVI веков, епископ Суздальский и Тарусский.
Один из последних – Митрополит Виленский и Литовский Елевферий(†31 декабря 1940).
Эту фамилию носил молодой, не доживший до 22 лет, зауральский священник иерей Константин, умученный большевиками в июле 1918 г. и канонизированный как новомученик Константин Меркушинский.

Естественно, не все дети церковнослужителей шли по стопам родителя, нередко они получали хорошее светское образование, а потому с конца XVIII века семинарские фамилии часто встречаются у представителей интеллигенции: государственных деятелей, учёных, философов, писателей, художников, музыкантов.
Среди них Николай Богоявленский – известный зоолог, Константин – инженер-гидролог, Леонид – журналист и писатель-фантаст, Сергей – историк, археолог, архивист и др.

Вспомнив о выражении «по имени твоему и житие твое», можно сказать, что человек, родившийся в семье с удивительной фамилией в честь Крещения Господня – Богоявленский, наверное, должен быть особенно внимательным к своей духовной жизни.
Впрочем, как и любой другой.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 38