Многими было сказано, что молитва св. Ефрема Сирина – одна из самых сильных и ёмких молитв после «Отче наш».
Может, каждый из вас знает её наизусть. А если нет, то призываю всех вас выучить её.
Выучите также и эти четыре стиха, они имеют особую ценность и ставят нас в особое отношение к Богу.
Первый: «Боже, милостив буди мне, грешному», – это не что иное, как молитва мытаря.
Второй: «Боже, очисти мя, грешного», – в нём мы просим у Господа чистоты.
Далее третий: «Создавый мя, Боже, спаси мя!».
И последний стих: «Без числа согреших, Господи, прости мя!».
Здесь мы опять бросаем взгляд на себя и говорим Ему: «Господи, Господи, сколько бы я ни согрешил, Ты можешь меня простить».
Молчание и неосуждение
Я хотел бы говорить только об одной добродетели, а именно о молчании и неосуждении.
В молитве святого Ефрема Сирина последним упоминается дух многоглаголания и празднословия: «дух празднословия не даждь ми», и я хотел бы привлечь ваше внимание к этому явлению – празднословию.
Сколько времени мы тратим понапрасну и губим из-за него!
Раньше, в древности, наши отцы, аввы из «Патерика», ученики святого Пахомия и других великих отцов нашей Церкви, весьма любили молчание и неосуждение и более всего дорожили временем.
Не было такого, чтобы они встречались друг с другом и начинали празднословить.
Не было такого, чтобы они встречались за трапезой или на пути куда-нибудь и говорили о мирском, преходящем.
Каждый старался хранить ум свой как можно внимательнее, не позволять ему «брать каникулы», как образно выражался один профессор-иерей; а уж если они встречались и вынуждены были говорить друг с другом, просить совета, – тогда ладно, но совет и слово были не иначе как о Боге, о том, что им предстоит сделать, о том, как спастись.
Так умели держаться и такими были наши отцы.
И это пошло не откуда-нибудь, а от Преблагого Спасителя нашего.
Он оставил всем, Он оставил Церкви это завещание о молчании и неосуждении.
Христос терпел в молчании
Я подумал сейчас…
Когда Христос был приведен на край одной пропасти начальниками народа иудейского, чтобы быть сброшенным оттуда, Он посмотрел на них, не сказал ничего, прошел посреди них и удалился.
Он предпочел не говорить ничего. Хранил молчание.
Не оправдывался, не стал осуждать хотевших положить конец Его жизни, не сделал ни одного жеста, абсолютно ничего.
Только развернулся, прошёл посреди них и ушел.
В молитве св. Ефрема Сирина мы просим у Бога именно этого – молчания и неосуждения.
И это великое дело – чтобы мы, христиане, особенно в этот период Великого поста, но и не только, неизменно хранили это молчание и неосуждение.
…Вспомните, что Христос не возражал никогда и никак.
Лишь один раз, да и то стоя перед язычником, Он, получив удар по лицу, спросил: «Если Я виновен, докажи это, а если нет, почему ты бьешь Меня?».
Во всем остальном Христос молчал и терпел.
И Он был не один. Рядом была Дева Мария.
Она, преданная и смиренная, молчаливая и мудрая, оставалась рядом с Господом Иисусом до самой последней минуты, когда Он предал дух Свой на Голгофе.
И на Голгофе Христос тоже не осуждал ни одного человека, даже разбойника.
Вы помните это прекрасно!
Итак, мы воспринимаем это молчание и неосуждение как послание, идущее к нам от Самого Спасителя нашего, как послание, которое должно захватить каждое сердце и ум и украсить каждый ум и каждое сердце, поскольку всякая добродетель призвана сделать не что иное, как украсить наш образ, вернуть ему его первоначальное состояние.
Посредством чистой любви, посредством бесстрастной любви к ближнему можно стяжать эти две великие добродетели – молчание и неосуждение. Когда сердце твое пленено любовью ко Христу, тогда ты уже не можешь ни осуждать, ни злословить кого бы то ни было.
Поэтому я сделал бы такое увещание: будем обращаться на молчание и неосуждение, и еще раз уточню: все мы, не только монах, но и каждый православный христианин.
Архимандрит Мелхиседек (Велник), Румыния |