Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту

О вере

Архимандрит Кирилл (Павлов)



Иеромонах Евфимий (Ершов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В евангельском чтении мы слышим о чуде воскрешения дочери начальника синагоги Иаира и об исцелении кровоточивой женщины.
Два разных события, две разных судьбы, две разных трагедии, но не трудно заметить общее.
Господь воодушевляет Иаира, узнавшего о смерти дочери:

«Не бойся, только веруй, и спасена будет»,

а женщине, 12 лет страдавшей кровотечением, уже утвердительно говорит:
«Дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя: иди с миром».

Поэтому сегодня мы поговорим о сложном предмете – о вере.
Веру нельзя увидеть телесными глазами, скорее можно увидеть внутренними очами, или ещё вернее, услышать, ощутить звучание души.
Святитель Климент Иерусалимский так и говорит о вере:
«Это наша внутренняя интуиция. Это уши, которыми мы слышим откровения Божия».
Вера – уши нашей души, то есть непосредственное восприятие сверхчувственного или убежденность в его бытии, не опирающаяся на доказательства.
Всем известно определение веры, данное апостолом Павлом в послании к евреям:
«вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Святитель Иоанн Златоуст нам говорит, что вера есть взгляд в неизвестное.
И каждый из нас стремится иметь веру.
Мы помним слова апостолов, которые подходили к Христу и, видя необходимость и недостаточность своей веры, просили Его:
«Господи, умножь в нас веру».

Поэтому вера в Бога – Божий дар, тем, кто ищет Его.

Что дает нам вера?
Вера – стержень, фундамент, основание нашей внутренней жизни, внутренний строй души.
Это светлейшее чувство души.
И наоборот, когда мы страдаем от безверия, маловерия, от своих грехов: злобы, жадности, распущенности, зависти, тщеславия, лени и т.д. мы впадаем в уныние, тоску. Недаром А. С. Пушкин в такие минуты написал:
«Дар напрасный, дар случайный.
Жизнь, зачем ты мне дана

Как кровоточивая женщина в Евангелии была неисцельно больна, точно так же грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами.
Никто, ни один человек не может освободить нас от греха.
Есть только один Господь Иисус Христос, способный исцелить человека от болезни греха и спасти его.
Грех – род кровоточения, который постоянно ослабляет нас, обескровливает нас, делает нас полуживыми.

Поэтому нынешнее Евангелие учит нас тому, что для получения небесной помощи необходима с нашей стороны вера.
Спаситель изрёк обетование, что всё возможно верующему.
Там, где Господь находил веру, там творил чудеса, а где Он этой веры не находил, там никаких чудес не совершал.
Помните жителей Гадаринской страны, которые после исцеления бесноватого и потери стада свиней просили Господа уйти от них.
Иисус Христос близок ко всем, но к Нему близки только те, которые имеют твердую, живую веру.
Мы часто просим у Господа и не получаем, потому что просим без веры. Апостол Павел пишет:

«Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим воздает».

Без веры в Святую Троицу, искупительную жертву Господа нашего Иисуса Христа невозможно спастись.

Никакими делами, ни саном, ни положением в обществе мы не оправдаемся, т.к. мы «рабы неключимые» (т.е. ничего не стоящие).
Об этом есть грозное напоминание в Евангелии – судьба апостола Иуды Искариотского.
Он 3 года бок о бок находился со Спасителем и тем не менее погиб от безверия, сребролюбия и гордости.

Что же препятствует человеку прийти к вере, даже если он считает себя православным?
Конечно же гордость и нежелание что-либо исправлять в своей жизни.
Господь в Евангелии от Иоанна приоткрыл эту тайну, почему люди не принимают веры.
Он говорит:
«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.
А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны
».
Вот и получается – в миру меня хоть на доску почета, а на исповеди (если до неё дойдет) клейма некуда ставить, весь в грехах.
Или другая ситуация – со всеми в прекрасных отношениях, а с матерью-отцом, братом-сестрой или детьми, как кошка с собакой.
Так ведь это и есть тьма, и есть зло.
Зададим себе вопрос: неужели всё это творит человек? Нет.
Человек, иногда не успев даже и осознать своего назначения на земле, сходит в могилу.
И нет у него ни времени, ни сил, ни воображения посеять столько бед и зла, чтобы хватило на всё человечество.
Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность великий дирижер – сатана, тот, кто сеет в нас малое.
Именно он и взрастит малое в большое.
Всё это называется «тайна беззакония» (2 Фес. 2, 7).

Мы в своём обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность.
Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Он строит нам козни и со стороны плоти, и со стороны мира.

В вере мы укрепляемся через слышание Слова Божия, молитву, церковные таинства.
Чудеса укрепляют нашу веру.
Дело в том, что окружающая нас природа, вся наша жизнь, то, что мы существуем, это уже сплошное чудо!

Разными путями Бог приводит человека к вере.
Он говорит с нами языком любви, языком болезней, испытаний и языком страданий.
Редкие люди приходят к Богу от чувства благодарности и любви.
Чаще приходят благодаря тяжелой жизни, сложным испытаниям, когда люди были близки к своему жизненному концу, когда мысль о смерти заставила их задуматься о смысле жизни.

Вера – самый надежный наш спутник в жизни.
Трудно жить на свете без веры, а ещё труднее умирать без веры.
Вера при всяких бедствиях и невзгодах укажет нам, где найти утешение и как отразить зло.
Господь нам на века изрёк:
«Не бойся, только веруй, и узриши славу Божию».

Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Иеромонах Евфимий (Ершов),
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 181