10 января 49 года до Рождества Христова.
Мы все наверняка слышали это выражение, даже если очень смутно помним, кто был этот самый Цезарь.
А личностью он был незаурядной – русское слово “царь”, “цесарь”, как и немецкое “кайзер” происходит от его имени.
Этот древнеримский государственный деятель, будучи тогда еще полководцем и наместником в Галлии, возвращаясь из похода, подошел к пограничной речке Рубикону. По закону у границ Рима Цезарь должен был распустить армию.
Перейдя Рубикон с войсками, он сознательно пошел на конфликт и отрезал себе путь к отступлению, приняв решение стать единовластным правителем Рима.
С тех пор и появилось выражение “перейти Рубикон”, то есть принять какое-то важное решение с необратимыми последствиями.
Но это отчетливый выбор – вот речка, которую надо пересечь, вот приказ, который надо отдать, прекрасно понимая, что это означает.
Но иногда мы принимаем самые важные в жизни решения, и не замечаем их сами.
Вернее, не хотим замечать.
Так парадоксально действует наша воля и разум – мы совершаем поступки, и не хотим самим себе признаться ни в их причинах, ни в их последствиях, ни даже в том, что мы их действительно совершили.
Иногда люди не могут обрести веру в Бога из-за того, что сначала они не могут поверить в человека как в существо свободное и ответственное – в то, что мы сами являемся авторами своих решений.
На уровне высокоученых мужей это проявляется в отрицании свободной воли как таковой.
Например, знаменитый британский космолог Стивен Хокинг пишет о том, что “Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли — это всего лишь иллюзия”.
В самом деле, в картине мира материалиста свободной воли не существует, и не может существовать, потому что для него в мире нет ничего, кроме материи, движущейся по неизменным законами природы.
Но и тем, кто не забирается на эти холодные вершины заблудившегося разума, бывает трудно принять то, что мы все, казалось бы, хорошо знаем – мы сами авторы своих решений.
Причинами наших поступков оказываются обстоятельства, гены, другие люди, что угодно, кроме одного – нашего свободного произволения.
Даже отказ принимать решение – это решение.
Даже когда мы плывем по течению, позволяя случайным внешним и внутренним толчкам определять наш курс – это наш выбор.
И вот покаяться – это признать, что наши поступки действительно наши.
Принять прощение за то, что мы сделали неправильно.
И принять сознательное решение пересечь самую важную черту в жизни – от противления к вере и послушанию.
|