Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 177 март 2017 г. >> Так мы говорим. Почему? (4). Перейти Рубикон

Так мы говорим. Почему? (4). Перейти Рубикон


 

10 января 49 года до Рождества Христова.
Мы все наверняка слышали это выражение, даже если очень смутно помним, кто был этот самый Цезарь.
А личностью он был незаурядной – русское слово “царь”, “цесарь”, как и немецкое “кайзер” происходит от его имени.
Этот древнеримский государственный деятель, будучи тогда еще полководцем и наместником в Галлии, возвращаясь из похода, подошел к пограничной речке Рубикону. По закону у границ Рима Цезарь должен был распустить армию.
Перейдя Рубикон с войсками, он сознательно пошел на конфликт и отрезал себе путь к отступлению, приняв решение стать единовластным правителем Рима.
С тех пор и появилось выражение “перейти Рубикон”, то есть принять какое-то важное решение с необратимыми последствиями.

Но это отчетливый выбор – вот речка, которую надо пересечь, вот приказ, который надо отдать, прекрасно понимая, что это означает.
Но иногда мы принимаем самые важные в жизни решения, и не замечаем их сами.
Вернее, не хотим замечать.
Так парадоксально действует наша воля и разум – мы совершаем поступки, и не хотим самим себе признаться ни в их причинах, ни в их последствиях, ни даже в том, что мы их действительно совершили.

Иногда люди не могут обрести веру в Бога из-за того, что сначала они не могут поверить в человека как в существо свободное и ответственное – в то, что мы сами являемся авторами своих решений.
На уровне высокоученых мужей это проявляется в отрицании свободной воли как таковой.

Например, знаменитый британский космолог Стивен Хокинг пишет о том, что “Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли — это всего лишь иллюзия”.
В самом деле, в картине мира материалиста свободной воли не существует, и не может существовать, потому что для него в мире нет ничего, кроме материи, движущейся по неизменным законами природы.

Но и тем, кто не забирается на эти холодные вершины заблудившегося разума, бывает трудно принять то, что мы все, казалось бы, хорошо знаем – мы сами авторы своих решений.
Причинами наших поступков оказываются обстоятельства, гены, другие люди, что угодно, кроме одного – нашего свободного произволения.
Даже отказ принимать решение – это решение.
Даже когда мы плывем по течению, позволяя случайным внешним и внутренним толчкам определять наш курс – это наш выбор.
И вот покаяться – это признать, что наши поступки действительно наши.
Принять прощение за то, что мы сделали неправильно.
И принять сознательное решение пересечь самую важную черту в жизни – от противления к вере и послушанию.

Сергей Худиев

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 12