Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 178 апрель 2017 г. >> Беседы с батюшкой. Духовная радость (1)

Беседы с батюшкой. Духовная радость (1)

В студии телеканала «Союз» 15 ноября 2016 года настоятель храма
святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

 – Сегодня тема нашей передачи – «Духовная радость».

Отец Мелхиседек, духовная радость складывается из простых, казалось бы, незначительных вещей, на первый взгляд, из нашего повседневного настроения. Из чего складывается хорошее настроение?


– Когда я сегодня зашел в студию,
Сергей Александрович спросил: «Как у Вас настроение сегодня, батюшка, – хорошее или плохое
Я ему говорю: «Ну, вроде хорошее».
А он мне подсказал: «А должно быть радостное».
Думаю: надо же, как человек духовно растет.

Ведь на самом деле у апостола Павла есть такие слова:
Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите
(1 Фес. 5, 16–18).
Вот состояние радости – это нормальное состояние христианина.
Оно складывается порой из простого настроения.
А настроение складывается из нашего духовного устроения: как мы смотрим на жизнь, наш взгляд, наша оценка нашей жизни.
Кто-то из святых отцов сказал:

«Благословляй свою жизнь, и она будет благословлена».

Если будешь проклинать свою жизнь, она и будет проклятой.
Ад и рай находятся внутри нас, потому что мы сами своим отношением или взглядом на жизнь создаем свою жизнь.

Недавно подошла директор нашей воскресной школы и говорит:
«Батюшка, Вы представляете, Вы, когда вели у нас богословский курс лет десять назад, сказали всего одну фразу, которая перевернула мою жизнь».
Я говорю: «Слушайте, такого быть не может, я только машины переворачиваю, а всю жизнь перевернуть не могу».
Она говорит: «Нет, все-таки это было».
Я говорю: «А что я такого сказал-то
«Вы однажды сказали: мы очень часто не можем изменить обстоятельства нашей жизни, но мы должны, можем и обязаны переменить наше отношение к обстоятельствам жизни».

– А как конкретно переменить отношение?

– Человек всю жизнь чем-то недоволен, и у простого человека везде и во всем виноваты все, кроме него.
И он пытается изменить родных, близких, духовника, настоятеля, изменить общественный строй.
Вот как сейчас – идут забастовки в Америке.
Всё они хотят изменить, но чисто внешне, только человек не меняет самого себя.
Вот все кругом если будет нормально – и я буду нормальный, кругом будет хорошо – и я буду хороший, ко мне будут хорошо – и я хорошо, меня обманут – и я буду обманывать, меня обзывают – и я буду обзывать, на меня гневаются – и я буду гневаться, на меня раздражаются – и я буду раздражаться… и так до бесконечности.
А надо начать с самого себя, переменить отношение к обстоятельствам жизни.
Мы хотим, чтобы все нас любили, – ты начни любить; мы хотим, чтобы все нам уступали, – ты начни уступать; мы хотим, чтобы о нас все заботились, – ты начни заботиться.

Когда я над этой темой думал, мне вспомнился потрясающий семинарский пример. Я так считаю, что потрясающий.
Однажды (это был, наверное, 1984 год), когда я был в первом классе Московской духовной семинарии (а тогда было четыре класса в семинарии и в академии четыре курса), наступает один из самых радостных праздников в Троице-Сергиевой лавре, праздник преподобного Сергия Радонежского.
Съехались архиереи на этот праздник, в 1984 году это вообще было событие – посетить лавру – для архиереев; масса паломников, автобусы, и семинаристов распределили помогать архиереям на службе (помочь с облачением, со свечами, выйти на полиелей).
Я наблюдаю такую картину: двое студентов, которые наверняка никогда раньше архиерейской службы не видели, не знали, не помогали, начинают облачать владыку, надели на него подризник, (подсаккосник), саккос – это такие архиерейские облачения – и начали надевать на него большой омофор.
Это такая большая лента, ее употребляет архиерей на архиерейском богослужении, символизирующая заблудшую овцу, которую пастырь несет на своих плечах.
Они на него начинают надевать, начинают закручивать его вокруг шеи, один тянет в одну сторону, другой в другую.
Я смотрю, что владыка все это терпел, терпел, терпел, и думаю: всё, сейчас это чем-то должно закончиться, должна быть какая-то человеческая реакция на происходящее событие.
Но когда они начали тянуть в разные стороны и в конце концов почти начали душить, владыка поступил следующим образом: он схватил за один конец, схватил за другой конец и начал их стягивать, чтобы они его не задушили.
Я думаю: ну всё, ребятам сейчас будет кисло.
И я слышу вдруг совершенно невероятные слова, которые я запомнил и постараюсь запомнить на всю жизнь:
«Если бы я был нормальный архиерей, у меня бы были нормальные помощники, нормальные иподьяконы».

Если бы у него был гнев, то этот гнев был бы праведный, потому что, прежде чем делать что-то, мы же должны узнать, как это делать, мы служить должны наилучшим образом, то есть ко всему должны готовиться, как Писание говорит: «Уготовился и не смутился».
А подошли безалаберно, как у нас во многих ситуациях (и в повседневной жизни, и в государстве, и на работе, и на послушании) большей частью люди подходят безответственно и безалаберно.
И вдруг он говорит потрясающую вещь: «Если бы я был нормальный, у меня были бы нормальные помощники-иподьяконы».
Архиерей, умудренный опытом человек, перевел на себя.
И это чрезвычайно важно: не искать причину всех наших бед и неприятностей в других людях, а искать их в себе и стараться найти причину в этом, потому что, если ты начнешь до бесконечности винить в обстоятельствах жизни окружающую среду, окружающих тебя людей, здоровье, время года…

Я, кстати, тоже иногда говорю, что мне многое в жизни не нравится, когда люди приходят и говорят: «Батюшка, вот мне многое в жизни не нравится».
Чаще всего людям не нравятся родственники, потому что, когда на исповедь приходят люди, большей частью исповедь превращается в следующее:
«Они поступают так-то, они…», то есть исповедуются за мужа, за жену, за детей, за внуков, за правнуков, но только не за самих себя.
И поэтому, когда человек пытается не обстоятельства жизни переменить, а переменить себя, вот тогда это очень правильно.

Я говорю людям:
«Смотрите, у нас в России девять месяцев зима, сейчас на улице то слякоть, то мороз, то гололед, то снег, то дождик ледяной.
Ты можешь на это как-то повлиять

Говорят: «Нет, не могу».
А что мы тогда делаем? Тогда как-то одеваемся по погоде.
Если мы не можем что-то переменить, мы должны к этому приспосабливаться и не плакать от этих обстоятельств, а и это воспринимать, что всегда так не будет.
Это пройдет, но, чтобы не быть глупым человеком, надевай правильную обувь, правильную одежду, чтобы тебе было комфортно в этих некомфортных обстоятельствах.
А если ты будешь зацикливаться на этом (как из дому выйти, пойти на работу или не пойти, пойти в магазин или не пойти), то запутаешься, и в конце концов это приведет к унынию, пессимизму и просто опустятся руки, ты с места не сдвигаешься, ничего в жизни не делаешь.

Есть русская пословица: «Волков бояться – в лес не ходить».
Мы от волков не избавимся, от погоды не избавимся, от каких-то жизненных обстоятельств тоже не избавимся, – мы должны к этим обстоятельствам уметь приноравливаться, приспосабливаться, воспринимать их как нормальные и знать, что, если что-то не так, это пройдет, и пытаться, насколько это возможно, если от нас это зависит, это менять, прилагать все усилия.
А то, что от нас не зависит, – тут уже надо иметь терпение и мудрый взгляд на жизнь.

Например, можем ли мы изменить возраст? Не можем.
Можем изменить старость? Не можем.
Мы можем изменить те болезни, которые вошли в необратимый цикл? Тоже не можем.
Мы страну не меняем, город большей частью не меняем.

А вот то, что от нас зависит… Например, раньше у нас здесь баннер висел много лет, теперь это компьютерная графика и техника.
Значит, студия старалась, на месте не сидела.
Так что все настроение зависит от устроения.
Кстати, кто-то из мудрых людей сказал: то, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим.
Если у тебя розовые очки, ты все будешь видеть в розовом цвете; если у тебя черные очки, ты все будешь видеть в черном цвете; если у тебя простые очки, ты будешь видеть все как есть; если увеличительные, будешь в увеличенном виде видеть, если уменьшительные – в уменьшенном.
Поэтому каждый раз надо надевать разные очки.

Продолжение, даст Бог, последует


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 195