Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 179 май 2017 г. >> Беседы с батюшкой. Духовная радость (2)

Беседы с батюшкой. Духовная радость (2)

Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла
(Московское подворье Оптиной пустыни)
архимандрит МЕЛХИСЕДЕК (Артюхин)


 – То есть получается, что сами по себе обстоятельства не заряжены ни положительно, ни отрицательно…
– Абсолютно.
– Они абсолютно нейтральны?

– Нет, обстоятельства бывают для души и плохие, и хорошие.
Если человек влип в историю, он должен из этой истории выйти.
Рассказываю про историю.
Человек смотрит фильм, исторический, классический, и вдруг в этом фильме любовная сцена и пошла какая-то порнография.
Ты в эту историю попал, так выйди из этой истории. У тебя есть пульт.
Началась эта сцена неожиданно для тебя – перещелкнул на телеканал «Союз», прошла сцена – смотри дальше.
Мы неожиданно в эту историю попали. Это какие обстоятельства? Плохие.
А что мы постарались сделать? Постарались на этом не останавливаться.
Еще говорят: «Ой, батюшка, я там насмотрелся…» Как ты насмотрелся?
Чтобы попасть на тот или иной сайт, надо минимум одно действие сделать, неожиданно никто там не оказывается, значит, ты сам туда пошел.

Есть замечательная молитва, я только жалею, что она не вошла ни в один молитвослов.
Оптинский послушник, уже покойный, его Евгений звали, сочинил потрясающую молитву:
«Не суй меня, Господи, куда меня не просят».

Вот отчего бывает плохое настроение?
Потому что мы лезем, куда нас не просят.
Иногда с языком, иногда с советами, иногда с делами лезем, куда нас не просят, лезем на сайты, на новости, в книги и потом говорим: почему у меня плохое настроение?
Кто тебя просил этот фильм смотреть? Кто тебя просил эти новости смотреть?
Кто тебя просил этот сайт смотреть? Кто тебя просил слушать эти сплетни?
Чему они тебя научили? Ничему. Во что ты вляпался? Ну, во что-то вляпался. Кто в этом виноват? Ты сам.

Поэтому хорошее настроение зависит от хороших книг, от хороших новостей и от хороших историй, от хороших людей.
Вот с ними и надо общаться по жизни и искать этого.
Я вспоминаю замечательное общение с оптинскими братиями.
Там был один богомудрый инок, и вот когда братия собиралась в свободное время после богослужения, после обеда или ужина, перекидывались фразами, обсуждали общую жизнь монастырскую, какие-то вопросы, проблемы, какие-то книги, какие-то духовные проблемы, потому что братское общение очень нужно, когда оно в хорошем русле.
Но часто оно начинается «о здравии», а кончается «за упокой», потом начинаются какие-то, может быть, сплетни, осуждение, пересуды.
И когда не в ту сторону уклонялась речь, не в ту сторону шла тема монастырского диалога, этот инок говорил:
«Братия, давайте о чем-нибудь хорошем».
И тогда эта его неожиданная реплика останавливала, перемещала в другое русло, и люди понимали: да, уже не о хорошем зашла речь.
Но если не о хорошем, зачем тогда это продолжать? Зачем на этом буксовать?
На плохом никогда и нельзя, и не нужно зацикливаться.


– Если человек это понимает, но у него нет стимула к этому, где взять силы, чтобы переключиться в своей жизни с плохого на хорошее?

– Ты просто должен понимать, к чему это будет приводить.

Если дали еду, а она прокисла, – ты будешь есть? Нет. Почему?
Потому что здоровью повредит, потом «бегать» будешь.
Также и всякая информация способна повлиять на нашего внутреннего человека, на наше духовное здоровье.
Поэтому, когда она положительная, через канал «Спас», «Союз», «Радость моя», «Царьград» – всё нормально.
В жизни масса всякой информации, а у нас самая главная информация должна быть святая.

Кстати, тоже интересный вопрос: если бы мы относились к Евангелию, к Библии так, как мы относимся к сотовому телефону, без которого не можем получаса, часа прожить; если мы, забыв телефон в машине, дома, на работе, в магазине, сразу бежим обратно, – если бы мы так относились к забытому Евангелию, которое у нас просто лежит на полке и к которому мы не обращаемся!
Что мы там, в телефоне, читаем, что мы там видим?
Редко видим доброе, хорошее, положительное, назидательное, а больше или пустое, или ерунду.

Кстати, у нас всё говорят о кибератаках, что у нас должна быть защищенная информация военная, банковская, интеллектуальная, но почему-то мы подвержены кибератакам со всех сторон, мы не защищаем свой маленький потенциал (умственный, духовный, нравственный), который в нашей душе; смотрим, видим, слушаем это, и потихонечку разоряется внутри, доброго не помним, всякая ерунда напихивается в наше сознание, в наше внимание, в наш мозг, в нашу память.

Поэтому борьба должна быть за хорошую, добрую, назидательную, нравственную информацию, которая одна приводит к хорошему настроению, а другая приводит к плохому.
Читаем хорошие книги – хорошее настроение, читаем плохие книги – влипаем в какие-то истории.
Так что все зависит от нас. Это все погранично, но здесь важно проявить волю.
Потому что всякая ерунда прилипает гораздо проще и быстрее, чем доброе, святое, назидательное, глубокое – оно гораздо тяжелее дается.


– Плохое настроение приводит к охлаждению, к унынию: уже не так хочется пойти в храм или молится человек без должного огня.
Как избежать охлаждения?


– Что такое охлаждение? Охлаждение – уныние, лень, апатия, пессимизм.
Это все синонимы того же самого охлаждения.
Или еще охлаждение – это плохое настроение, ничего не хочется делать, даже простого, элементарного, домашнего (работа, обязанности), не говоря уже про духовную жизнь.
Потому что когда человек находится просто в физической лени, он тем более будет в лени духовной.

Подвижники назывались подвижниками, потому что они двигались, они постоянно не только молились, не только служили, не только читали, не только жили положительной информацией, они еще и трудились, борясь со своей ленью.
Потому что простая лень, ничегонеделание из-за уныния, из-за охлаждения потом приводит к тому, что у человека в духовной жизни тоже наступает это страшное состояние духовной лени, духовного уныния, о котором Серафим Саровский сказал:
«Один из самых страшных грехов – это уныние».

Думается, а что тут такого особенного? Уныние – ну, плохое настроение.
День – плохое настроение, два – плохое настроение, три – плохое настроение, и все: человек не молится, не читает, душу не питает – и потихоньку наступает то, что наступает с телом, когда оно не питается.
День не поел, два не поел… мы два дня Великим постом не можем на первой неделе воздержаться, как это бывает на Афоне.
Кстати, на Афоне первые три дня – абсолютное неядение. Это понятно: подвижники, особая жизнь.
Мы даже этого не можем, уже чувствуем, что это приводит к нарушению нашего физического здоровья.
А когда ты не питаешь душу, тогда что будет?
Тогда мы будем духовными дистрофиками – вот это и есть охлаждение.
Потому что еда подогревает организм, то же самое – положительная информация.

А что такое положительная информация?
Евангелие, молитва, богослужение, святые отцы, хорошие новости и передачи – это все греет.

Продолжение, даст Бог, последует


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 27