Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 180 июнь 2017 г. >> День Святой Троицы. Пятидесятница День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы. Пятидесятница День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Пятидесятницы
Читайте также о праздниках:

 


Святитель Николай (Велимирович)

Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить.
Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.

Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя.
Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно.

Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни.
Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.

Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих.
И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.
Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную.

Все свершилось так, как и было предречено.
Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел.
Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет?
А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?

О, как совершенная любовь всегда готова к совершенному послушанию!
Да ведь совершенная любовь не может быть совершенно выражена иначе, как в совершенном послушании.
Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного.
А из совершенного послушания проистекает, словно поток меда и млека, совершенная радость, коя и составляет притягательную силу любви.

Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу.
И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну.
По этой совершенной любви Отец есть самый ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына.
Совершенная любовь делает Отца совершенным слугою Сына и Духа; и Сына – совершенным слугою Отца и Духа; и Духа – совершенным слугою Отца и Сына.
Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. – Да будет воля Твоя.
Не являют ли слова сии совершенного послушания Сына Отцу?

Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня
, – сказал Господь Иисус Христос при воскрешении Лазаря; а позднее Он однажды воскликнул:
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин.11:41-42; 12:28).
Не являет ли все сие совершенного послушания Отца Сыну?
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам;
а если пойду, то пошлю Его к вам …да пребудет с вами вовек.
– Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне
(Ин.16:7; 14:16; 15:26).
И действительно, в пятидесятый день по Воскресении Утешитель Дух истины сошел на тех, кому был обетован.
Не являет ли сие совершенного послушания Духа Святаго Сыну?

То спасительное правило, кое апостол Павел повелевает выполнять всем верным:
честию друг друга больша творяще – в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:10),
– в совершенстве осуществлено между Ипостасями Святой Троицы.
Каждая из Ипостасей старается в почтительности предупреждать Две Другие; как и Каждая желает послушанием умалиться пред Двумя Другими.
И если бы у Каждой из Божественных Ипостасей не было сего сладчайшего и святого устремления даровать Свою честь Двум Другим и умалить Себя послушанием, то по бесконечной любви, которую Каждая из Них имеет к Каждой, Троичность Божества утонула бы в некоей безразличности Ипостасей.

Итак, по безграничной любви Бога Духа Святаго к Богу Сыну Дух Святый с безграничным послушанием поспешил исполнить волю Сына и сошел в предопределенное время на апостолов.
Бог Сын твердо знал, что Бог Дух Святый послушает Его, потому Он так твердо и обещал Его сошествие на апостолов.
Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше,
– заповедал Господь наш Иисус Христос апостолам Своим.

Не спрашивайте, откуда Господь знал заранее, что сия сила свыше, или Дух Святый сойдет на учеников Его.
Господь знал заранее не только это, но и все прочее, что произойдет до конца времен, да и после конца времен.
Но, глубже вдумавшись именно в сей случай, вы увидите: это предведение и предсказание Господа о сошествии Духа Святаго является предведением и предсказанием лишь в том, что относится к внешнему событию сего сошествия, но не в том, что касается согласия Духа и Его желания исполнить волю Сына и сойти.
Ибо, и прежде нежели Господь заговорил о сошествии Духа, Он уже имел ревностное и добровольное согласие Духа на то.
Вернее, Дух Святый и говорил чрез Него о Своем сошествии.

Ибо не сказано ли в Евангелии:
Иисус, исполненный Духа Святаго (Лк.4:1)?
И не признал ли Сам Господь наш Иисус Христос в Назарете, что на Нем сбылось пророчество Исаии:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим (Лк.4:18)?
Ясно, таким образом, что Сын находится в беспрерывном общении с Духом Святым, как и со Отцем, – в общении взаимной любви, послушания и радости.
Помазание Духом свидетельствует о живом и действительном пребывании Духа в конкретной личности.
Так как же Помазанник мог бы говорить что-либо о Том Самом Духе, чтобы при сем Дух этого не знал?
И обещать некое соработничество Того Самого Духа, если бы Дух не был с этим заранее согласен?
А что Дух Святый пребывал в Господе нашем Иисусе Христе и был согласен со всяким словом, всяким делом и всяким обетованием Иисусовым, свидетельствует и сегодняшнее Евангельское чтение.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Начало церковному году еще в апостольские время было положено празднованием Воскресения Спасителя.
Вторым по древности христианским праздником был день Пятидесятницы, в который сошел на апостолов Святой Дух.

По преданию на месте Сионской горницы, в которой пребывали апостолы в день Пятидесятницы, был построен первый христианский храм, уцелевший даже во время разрушения в 70 году Иерусалима римскими легионерами.
В одном фрагменте из творений священномученика Иринея Лионского содержится упоминание о празднике новозаветной Пятидесятницы (конец 2-го века).
В древности его называли также праздником сошествия Святого Духа. В этот день родилась Церковь.
С этого времени Святой Дух благодатно присутствует в жизни Церкви и совершает все ее таинства.

Богослужение праздника формировалось и обогащалось постепенно трудами святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (886 – 912 гг.).

Стихира имп. Льва Придите Триипостасному Божеству поклонимся знаменует начало празднование Пятидесятницы как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы.
На особый богословский смысл этого великого  новозаветного события указал Своим ученикам Сам Господь:
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны.
По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим.
Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу.
Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена.

Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам.
Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов (Исх 23:16).
Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы.
В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа.



Архимандрит Иоанн (Маслов)

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 226