Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 182 август 2017 г. >> На горе преобразился еси

На горе преобразился еси

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Читайте также:


19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Событие истории человеческой, но не земное, а горнее, произошло незадолго до крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
В предстоянии святых ветхозаветных праведников Моисея и Илии Господь показал трём своим ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову – ту вечную славу, которой может приобщиться верующий в Него.

Из привычного для них Иисуса Христа, с которым бок-о-бок они провели три года, Он превратился в светозарного, сияющего неописуемым светом Господа Сил.

В IV веке для этого праздника уже были написаны поучительные слова святых Ефрема Сирина и  Иоанна Златоустого: значит это удивительное, свыше всякого человеческого разумения, событие стало торжественно праздноваться в первые же века христианства.

Шествие христианства по Земле сопровождалось строительством церквей, монастырей в честь того или иного события Священной истории, в честь того или иного святого.
Множество храмов и обителей было основано и посвящено Преображению Господнему во всем христианском мире.
Особенно много их на нашей святой Руси.

В один из них – неподалёку от древнего града Смоленска – Господь привёл нас в мае сего года.

Направляясь на богомолье к святыням северо-западных земель, мы, миновав границу, приблизились к знаменитым Брянским, а затем и Рославльским лесам.
Дóроги нам, православным людям, эти леса не столько красотой своей, Богом сотворённой, сколько тем, что из этих лесов вышло множество святых и подвижников благочестия.
Конечно, в далёкие века жили в лесной глуши, в дебрях, не только благочестивые отшельники, но и настоящие разбойники.
Они нападали на купеческие обозы с товарами, а порой и на царские обозы с казной и военными припасами.
Об их «подвигах» повествуют летописи и изустные предания.

Не менее древними обитателями Рославльских лесов были монахи.
История донесла до нас их имена – они закрепились в названиях сёл: Даниловичи (от Даниила), Якимовичи (от Иоакима), Савеево (от Саввы) и Кузьминичи (от Космы).
Иноки нередко претерпевали скорби от разбойного соседства: их келлии сжигали, скудное имущество и запасы отбирали, их самих истязали.
А позже на могилах подвижников воздвигли церкви, а вокруг церквей появились и поселения.
Так преображалась эта земля.

С конца XVII столетия сюда, в непроходимые чащи убегали от преследований те православные, которых мы знаем как старообрядцев или староверов.
Они отказались принять нововведения патриарха Никона и, предпочитая уйти из родных мест, чем нарушить заветы предков, поселились на окраинах государства.
Их ещё называют раскольниками.
Они основали множество скитов и пустынек в Брянских лесах, а в Рославльских жили в одиночку.

К концу XVIII столетия в Рославльские леса притекают ученики и последователи великого святого старца Паисия (Величковского).
Благодаря этому святому – уроженцу Полтавщины, насельнику Святой горы Афон, основателю молдавских монастырей – на Руси было возрождено старчество как духоносное руководство желающих спасения.
Иноки дышали глубокой верой, аскетизмом, незлобием, нестяжанием.
Они стремились познать человеческую природу, любили книжные занятия и имели светлый взгляд на жизнь.
Человек любого сословия, звания, возраста, беседуя с ними, получал высочайшее духовное утешение.
Из Рославльских лесов они разошлись по Руси, основывая обители, неся свет духовного знания. Площанская, Белобережская, Оптина пустынь просияли светом старчества благодаря этим подвижникам.

«Вот чем дороги и нам родные отшельники, пустынники и святые: они дали прекрасные примеры безбоязненного отношения к смерти и разумного, созерцательного наслаждения жизнью, то есть, они достигли того, к чему человечество всеми силами своего ума и воли стремилось, нередко падая и повергаясь в отчаяние на ложном пути», – так писал исследователь Рославльского пустынножительства И.И.Орловский в 1908 г. 

Но за несколько столетий до написания этих строк, в 1560 г., в этих краях, а точнее, в городке Рославль, уже была основана обитель в честь Преображения Спасителя нашего.
Основал её киевский князь Ростислав с Киево-Печерскими монахами.
Первый храм – как и в Киеве – был освящён в честь пророка Божия Илии.
Поэтому и монастырь поначалу нередко называли Ильинским.
До сих пор в Преображенском соборе левый предел – Ильинский.

В начале следующего столетия, в 1611 году, в Смутное время, когда на Руси хозяйничали поляки, монастырь, подобно многим своим собратьям, был разграблен войсками короля Сигизмунда III. С трудом после войны и пожарищ возрождалась обитель.
Восстановленные строения по нехватке средств были деревянными.
В ходе секуляризационных реформ, начатых императором Петром I, и доведённых до крайности Екатериной II, когда у монастырей отобрали все земли, а обители разделили на штаты с чётко ограниченным количеством монашествующих и жалованием из государственной казны, Спасо-Преображенский монастырь в 1764 году стал заштатным.
Ему не полагалось никакого вспомоществования от государства. И начался его упадок.

Внук императрицы Екатерины Александр I относился к монашествующим иначе.
Он вовсе не считал монахов «дармоедами», монастыри любил, у богоносных старцев испрашивал совет.
Тогда-то и начался подъём монастыря. Ему выделили немало земли, обрабатывая которую монашествующие могли сочетать молитву и физический труд, могли прокормить себя и паломников.

Строительству каменных сооружений – в первую очередь нового Преображенского собора – помешала война с войсками Наполеона.
Освящён собор был лишь в 1819 году.
А во 2-й половине века был выстроен ещё один храм – в честь святого благоверного князя Александра Невского.

К началу ХХ столетия монастырь относился к 3-му классу: управлял им игумен, было около 20 человек братии.
После революции довольно долго удалось продержаться монашествующим в своей обители: лишь в 1929 она была закрыта.
Сначала музей, потом зернохранилище – вот типичный и не самый плохой удел для монастырских строений в советское время.

С началом Великой Отечественной войны на оккупированной территории немцы разрешают открывать храмы, да и отношение руководителей СССР несколько изменилось. В поруганном монастыре в 1942 году открывают приходской храм.

28 декабря он был преобразован в мужской монастырь.
При нём открыта Православная гимназия, и настоятель монастыря (а с 11 июня это уже не архимандрит, но епископ Рославльский и Десногорский Мелетий (Павлюченков)) является одновременно и директором этой гимназии.
Насельники находящегося в небольшом городке, немногочисленного монастыря очень приветливо и радушно принимают гостей-паломников.

Наша группа, задержавшись на границе, подъехала к Святым вратам в 23-50.
А в 00-00 каждую неделю под субботний день в храме св. блгв. кн. Александра Невского совершается Литургия.
Сам настоятель поспешил нас встретить и поскорее разместить, чтобы мы успели побывать на ночном богослужении.
А по окончании нас стали потчевать чем Бог послал…

Утром, выйдя из каменного корпуса, мы с радостью обнаружили «братьев наших меньших»: и козочек, и ослика, и ишака.
Братия очень тепло рассказывала об истории и современной жизни обители.
Пребывает в обители чудотворный список Тихвинской иконы, ещё одна святыня – местночтимый образ святой великомученицы Варвары.

Рославльский Спасо-Преображенский монастырь был первой обителью на нашем 10-дневном пути.
Когда, попрощавшись с братией, благословившись у тогда ещё архимандрита Мелетия, мы выехали, в сердцах наших было светлое чувство встречи с родными, понимающими и любящими – вчера ещё совсем незнакомыми людьми.

Это ли не обетование возможного Преображения любовью для каждого!

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 20