Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 183 сентябрь 2017 г. >> Паломническое лето 2017 г. С Богом по всем дорогам (4)

Паломническое лето 2017 г. С Богом по всем дорогам (4)


Читайте также:

Беседа с настоятелем храма о. Александром
по возвращении его из паломничества по России (4)

- О.А.: Итак, первый день мы провели с отцом Сергием в Толге.

- Е.Е.: Вы с ним впервые виделись «вживую»?

- О.А.: Да! Побывали в Толге, потом поехали в Тутаев на Волге на могилу отца Павла Груздева.
У о. Павла я раньше не был. Книгу его мне привезли лет пять назад – я о нём узнал.
Потом узнал, что о. Павел крестил матушку о. Сергия.
Она под фелонью у него выросла. Он выходил на службу, а она сидела, как и у нас дети сидят, на ступеньках солеи.
Так она дёргала его за фелонь, скоро ли служба закончится.

- Е.Е.: Это они в каком месте жили?


- О.А.: Молога, вроде, он родом оттуда. Село Верхне-Никульское (о. Павел (1910-1996) настоятельствовал в Троицком храме села Верхне-Никуль- ского более 30 лет, с 1960 по 1992 г.) недалеко от Мологи, которую затопили Рыбинским водохранилищем.
Откуда-то из тех мест. И служил там. А доживал уже в домике церковном в Тутаеве возле Воскресенского собора.
Туда приезжали и мои родственники: митрополит Платон, отец Александр Лазурченко (брат зятя) и его мама.
Отец Григорий (зять) за благословением в семинарию тоже приходил к о. Павлу.
Поэтому о. Павел близок для нас.

 - Е.Е.: Батюшка, вот ещё по поводу Тутаева. Тутаев – это прежний Романов-Борисоглебск.

1- О.А.: Да, мы проезжали место, где совершил свой подвиг революционный матрос Тутаев, где он отстреливался, только не помню, от кого – белых, красных, зелёных…
Это как и Загорск. Красиво, вроде где-то за горами, за лесами, а на самом деле еврей-большевик, которого подорвали меньшевики-эсеры.
Город очень красивый, такой русский, купеческий.
Мне тургеневские места вспомнились, когда мы поехали на паром, переплывали Волгу.
Берег Волги – хоть фильмы без декораций снимай.
Храм на храме и особняки вроде из «Дворянского гнезда» или купеческие.
Дома 19-го – нач. 20-го века. Очень красивые берега Волги, ничем не застроенные, луга, огороды спускаются к Волге.
И вообще там я очень удивился: нет рекламы, баннеров, вообще меньше признаков современной цивилизации.

- Е.Е.: В России вообще меньше рекламы, и в больших городах в том числе.


2- О.А.: Да, не страдают храмы. Архитектура такая, что можно себе вообразить, что ты в 19-м или 20- веке.
Храмы красивые, Воскресенский собор.

- Е.Е.: В нём 5-метровый Спас. И местная традиция – под иконой «подныривать».

- О.А.: Да, есть такая традиция лазить под иконой.
Икону писали для купола и не подняли, и так она осталась. Другие несколько икон – с Распятием такая большая.
Видел такие большие кресты, наверное, это традиция пошла от Годеновского креста, они очень высокие.
В некоторых храмах – мы обращали внимание – крест крепится ещё к чему-то.

3- О.А.: Тутаев является вторым кафедральным городом, первый Рыбинск, второй Тутаев. Это Рыбинская епархия.
Владыка Вениамин был настоятелем этого собора ещё до архиерейства.    

- Е.Е.: Батюшка, и ещё традиция крестных ходов.


- О.А.: Да, когда мы в Тутаеве были, нам сообщили, что 30 июля будет Крестный ход (учрежден в 1888 году в

ознаменование 900-летия Крещения Руси.
Положено совершать его в последнее воскресенье перед Ильиным днем – 2 августа
) восьмичасовый – у них там 2раздельно он идёт, по двум берегах.
Один занимает 3 часа, второй 8 часов – на левом берегу.
Традиция такая, что выносится икона Спасителя и 50-60 человек её несут.
Икона 5 метров высотой, несут на специальных ношах.
Некоторые приходят – здоровяки, а не могут её поднять. Их сменяют.
Поменяют 2-3 человека и могут нести.
Какие-то личные особенности, духовно-нравственное состояние или состояние веры.
Это тоже момент непонятный – не зависит от здоровья человека, от возраста, просто некоторые не могут поднять.

- Е.Е.: Как прп. Мария Египетская не могла войти в храм. Невидимая преграда.

3- О.А.: Для многих неподъёмно. Старики несут, кто-то из молодых ослабевает – его меняют.
Это крайняя точка, где мы были: Тутаев – Романов-Борисоглебск. Второе название всё чаще используют.

- Е.Е.: А не планируют возвратить его? Хотя в России меньше названий меняют.

- О.А.: Меньше. Да, планируют. В плане декоммунизации, если появляется у народа такое желание, то возвращают.
Потом мы вернулись в Ярославль. На следующий день была поездка в Закобякино, служили Литургию с о. Сергием.

На обратном пути мы заехали в село Вятское между Ярославлем и Закобякино, где служит его зять, о. Иоанн.
Это село, где учился в семилетке митрополит Симеон, бывший Рязанский, многие иконы им подарены. Это село – музей.
Оно интересно тем, что его жители занимались отхожим промыслом: нанимались и уходили строить Санкт-Петербург.
А когда обзаводились деньгами, возвращались и устраивали себе жизнь «по-городскому».
Село, которое мечтало быть городом. Здесь жило около тысячи человек.
Разбирали свои деревянные дома, строили каменные, плотно примыкающие друг ко другу, как в городе.
Проводили освещение, улицы были мощёные, было 8 трактиров, 5 кабаков, 2 театра – на тысячу человек. Гостиница была.
Село было богатое – мужики привозили деньги из Питера, а женщины занимались огородничеством, выращивали огурцы.
Этот край между Ярославлем и Костромой и он известен был вятскими огурцами.
Вывозили до ближайшей станции и отправляли и в Москву эти огурцы, и в Питер, по всей России.

Сейчас село-музей. Дома восстанавливают, в них музеи.
Там есть музей – пожарное депо, музей печатного дела, музей кузнечного мастерства, музей музыкального мастерства, где фисгармонии, музыкальные шкатулки, балалайки, гармоники, домры.

- Е.Е.: Там по-прежнему всего тысяча человек?

4- О.А.: Пятьсот! Народ постоянно приезжает.
Я бы сравнил с нашим Пирогово, но там жизнь лет за 300-400, а здесь просто пример села 18-19-го – нач. 20-го столетия (первое письменное упоминание о Вятском –1502 год).
Построен по типу уездных городов. Есть и детские аттракционы, забавы.
В нём и финны снимали фильмы, и «Страсти по Чапаю» – новый фильм о Чапаеве, сериал, ещё какие-то фильмы.

- Е.Е.: Вообще в смысле музеев эта часть России уникальна. Переславль-Залесский: музей утюга. Музей утюга?!




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 8