Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта

Звон в било


 

25 октября 2017 г. в Святогорской Лавре раздался звук била: ударного сигнального инструмента, с помощью которого в монастырях созывали на богослужение, на трапезу, на другие общие дела задолго до появления на Руси привычных и любимых нами сегодня колоколов. 

Била (конечно, от слова «бить», то есть, ударять, стучать) бывали деревянными, металлическими (тогда их называли «клепала») и даже каменными.
Било – одно из древнейших звуковых орудий человечества.
На христианском Востоке его употребление засвидетельствовано с IV века.
Первоначально, очевидно, были в ходу каменные и деревянные била, так как, во-первых, во времена гонений громкий сигнал к началу богослужения был невозможен, во-вторых, металлические колокола и колокольчики имели репутацию «языческих» атрибутов.
Несмотря на появление колоколов в IX в. в Византии продолжали использовать била.

Одно из первых летописных свидетельств о биле и бильницах на Руси – в Киево-Печерском монастыре – относится к XI в., источники XIV в. свидетельствуют, что била и колокола («звоны») сосуществовали равноправно.
В настоящее время била и клепала употребляются почти на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в трех или четырех церквах в Константинополе, в Болгарии и отчасти в Сербии

Вот как описан звон в било в Руссике на Афоне: «В пять часов ударили на колоколъне в большое било, стучали в него сперва медленно, потом скоро и живо, с повышением и понижением звуков, с их игривою перестановкой и быстрым переходом от низших к высшим и наоборот, или медленным их переводом, через полутоны с постепенным замиранием, до совершенного прекращения и с неожиданным воскресением их к новой живости и силе.
Такой звон или стук возобновлялся три раза после остановок для отдыха художника, как называли звонаря греки, видимо, умиленные его искусством, и каждый раз он позволял им слушать все новые и новые звукосочетания, разнообразные от первого удара молотка до последнего
».

На Афоне и до настоящего времени вместо колоколов употребляют бронзовые кольца кимвалы, подвешенные одним краем за петлю.
В 1911 году для монастыря Руссик на Афоне был отлит кимвал весом около 50 пудов (800 кг).
Звон в него производят ударом молотка.

Била бывают малыми и великими.
Великое било – доска или брус 2-4 м длиной, от 10 до 90 см шириной, 4-7 см толщиной, прямой или дугообразной формы.
Его подвешивают горизонтально (реже вертикально) на веревке, продетой в дырки в доске или в кольца, ввинченные в нее.
Доска может иметь по краям малые резонаторные отверстия, причем 3 отверстия символизируют Святую Троицу, 4 и 5 располагают в форме креста.
Било великого ударения висело либо у входа в храм, либо вблизи, в бильнице; в него могли ударять два человека четырьмя молотками.
Существовал также обычай ударять в деревянное било на крыше храма.
Малое ударение производится в деревянное било (или бильце) в форме бруса или коромысла (кладется на плечо), короткого двухлопастного весла (его держат за «талию») и т. п.
Ударяют в такое било одним или двумя молотками то по одному концу, то по другому.

Святые отцы придавали билу высокое символическое значение.
Так, в «Сказаниях о Церкви» свт. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной».
Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народ».
Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг».


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 19