Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту

Неделя о блудном сыне

Читайте также:



 



Слово отца Александра Борисова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вновь Церковь нам предлагает в воскресном чтении приготовительных недель к Великому посту замечательную, одну из самых ярких притч евангельских – притчу о блудном сыне, в которой говорится о том, как Бог относится к падшему, грешному человеку.

Эта притча третья в 15 главе Евангелия от Луки.
Если вдуматься в ее содержание, то, прежде всего, поражает жестокость человека по отношению к своим родителям, к отцу, а, в сущности, по отношению к Богу.
Давайте вдумаемся в слова младшего сына, который говорит отцу: отдай мне мою, причитающуюся по наследству часть имения.
И, забрав ее, уходит.
Ведь это то же самое, что сказать: отец, рано или поздно ты умрешь, и моя часть имения, треть или половина (двое сыновей, видимо, половина) мне достанется.
Давай не будем ждать этого момента, все равно рано или поздно это произойдет, а предположим, что ты уже умер.
Я не претендую на то, что ты ещё приобретешь, отдай мне только то, что сейчас есть, потому что я хочу жить отдельно от тебя.
Ну а дальше конец известен: все имение израсходовано, сын начал нуждаться, голодать, но ему не дают даже ту пищу, которую свиньи едят, – это уже крайняя степень позора – даже к корму для свиней его не допускают.
И он возвращается к отцу, который, издали увидев сына, выбежал ему навстречу.
Значит, все это время он ждал, ходил, смотрел, не идет ли сын.
Отец падает ему на шею, обнимает, дает ему перстень на руку – знак возвращения звания сына, лучшую одежду – вожделенное украшение Древнего Востока.
(Вспомним историю Иосифа, которому сшили разноцветную одежду – предмет зависти его братьев.)
И посылает слуг, чтобы лучшего, откормленного теленка закололи и устроили пир.

Есть вариант этой притчи, который любят рассказывать в протестантских церквях, очень трогательный.
Я его напомню: в одной семье, в благополучной стране, ну, скажем, в Германии, один сын себя вел недостойно, так что совершил преступление и попал в тюрьму.
И когда срок его заключения заканчивался, он написал отцу с матерью, что ему стыдно возвращаться в свой город.
Но он хочет с ними повидаться, и если они готовы его принять, то пусть в определенный день, когда он будет мимо проезжать на автобусе, пусть повесят в окошечке белый платок.
Он будет знать и тогда зайдет с ними повидаться. А так ему очень стыдно.
И вот, когда он проезжал мимо дома, то увидел, что не только в окне, а на всех деревьях вокруг простыни белые висят.
И понял, настолько родителям было важно с ним увидеться.
Вот такой трогательный пересказ, более простой, чем сама притча, но не менее ясно подчеркивающий ее идею: любовь Бога к своим падшим детям.

Замечательная также картина всем известная – «Возвращение блудного сына» Рембрандта.

Она поразительная!
Как смог художник, судя по одному из его «Автопортретов» довольный собой, бюргер богатый, как он смог изобразить тайну возвращения и прощения.
Там из глубины и темноты картины выступает её суть, её трогательное содержание, и эта пяточка блудного сына…

И конечно, притча эта предлагается для того, чтобы мы вспомнили, мы вернулись.
Часто так бывает, что люди приходят к Богу от какого-то крайнего горя – сын стал наркоманом,  муж изменил, бросил семью или запил.
И как последнее средство – храм, да и то не все, а лишь немногие приходят, чтобы хоть это помогло, потому что ничто другое уже не помогает.
И Господь, конечно, встречает человека, даже если он приходит вынужденно, в крайней нужде.

Я знал одного человека, очень состоятельного, у него сына сбила машина насмерть, и он пришел в церковь – это послужило толчком.
Конечно, не дай Бог так прийти, лучше, когда человек приходит от радости, в поисках смысла жизни.
Как сказал один писатель, у христианина то преимущество, что когда он переживает радость, есть, кого благодарить. И это действительно прекрасно…

Эта притча о блудном сыне относится к каждому из нас, но не в том плане, что мы все так же бросили родителей, взяли свое, а потом в бедствии возвращаемся.
Каждый из нас в чем-то своем уходит от Бога, взял свое и сказал: до остального мне нет дела, вот этим я буду пользоваться.

Когда мы переживаем нужду, болезнь, стресс, какое-то обличение, неприятности, несправедливость в отношении нас – вот здесь как раз подходящий момент вернуться к Богу, вернуться для того, чтобы вновь обрести все то богатство, которое Отец нам дает.
Потому что бывает так, что мы решили: вот это уже принадлежит мне, моё, и я могу сам этим свободно распоряжаться.
Конечно, можно и каяться в этом время от времени, но все равно видно: что-то не так.

И вот происходит какая-то беда, или вдруг касается нашего сердца какое-то слово, евангельское, или услышанное, или чтенное – и мы становимся участниками той самой встречи, отца с сыном, как это замечательно Рембрандт изобразил.
И нам важно не забыть об этом, важно не отказаться от роли сына на коленях перед отцом: Прими меня как одного из наемников твоих! – если мы войдем в это, то обретем радость, радость принятия, радость возвращения, радость покаяния, радость обретения вновь цельности своей жизни.

Конечно, это проходит через боль, через долгий путь; сын идет и говорит: отец, я не достоин называться твоим сыном, прими меня как одного из наемников.
Уже наизусть эта речь им выучена.
И приходя, он говорит эти слова отцу, а отец даже не выговаривает ему: вот, я тебя предупреждал, – как бы многие из нас сказали.

Конечно, эта притча еще о многих из нас, родителях, которые нередко переживают такие взаимоотношения с детьми.
Нам тоже бывает очень обидно, когда нам кажется, что детям нужны от нас лишь материальная поддержка: вот пусть сами теперь попробуют, мы всего сами добивались…

Апостол Павел нам говорит: разве дети собирают имение для родителей, не родители ли собирают для детей?
Так что не нужно ставить детей в такое же положение, из которого мы вынуждены были когда-то выбираться.
Но в то же время понятно: что-то очень похожее происходит – и нам важно так встретить чадо, когда оно делает хотя бы маленький шажок в нашу сторону, как встретил бы Отец наш Небесный.

Не случайно нам Господь говорит в Евангелии: Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный.
Это совсем не в том смысле, чтобы мы, например, ничего не ели в первую неделю поста, только воду пили к вечеру с кусочком хлеба, нет.
Не в этом подобие Отцу Небесному.
А вот именно в таком принятии своих детей, как принимает Он, когда они делают хоть маленький шажок по направлению к нам.

И наконец, другой сын, который упрекает отца: Этот твой сын вернулся, вот ты как его встретил.
Отец отвечает: Брат твой умирал и ожил, был вне и вернулся.
А ведь и мы тоже можем оказаться в положении старшего сына.
Мы в храме, с нами все хорошо, но при этом мы можем презрительно смотреть на людей, которые делают первые шаги в церкви, они еще мало что знают, допускают нелепые, иногда смешные ошибки, суждения – просто по незнанию.
И нам так легко превознестись: ну как же ты этого не знаешь?
Как важно удержаться от этого, как важно, чтобы входящий человек увидел улыбку у нас на лице, что мы рады тому, что он пришел.

Сегодня у нас будет молебен о ВИЧ-инфицированных.
Конечно, наше сердце может их осудить, но Господь от нас ждет другого, и сегодняшняя притча нам об этом как раз и напоминает.

Давайте в сегодняшний день и в эту неделю возвращаться мысленно к этой притче, в которой так много аспектов, и молиться:

Господи, Ты открой мне как можно глубже тот аспект, который ко мне, к моему сердцу относится.
Дай мне силы осознать всю неправду, которую я открою сам или другие мне открывают – в моей жизни, в делах, чтобы, пройдя через эту боль, пережить радость встречи с Тобой, радость обновления, которое Ты даруешь каждому человеку.
Аминь.

 

Великий Пост в 2018 г. начинается 19 февраля, заканчивается 7 апреля.




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 186