О.М. – Ещё один момент, о котором отец Филарет говорил с самого начала.
Мы его нарушили, мы не смогли выполнить: исходя из материальных проблем где-то, а где-то просто из трусости, наверное, материальной.
Он сразу нам сказал: «Вам нужно жить отдельно от родителей. Обязательно».
Мы это не выполнили – скажу, сколько: четырнадцать лет мы живём вместе, лет пять-шесть жили с родителями.
Е.Е. – Ну, а как раньше жили с бабушками-дедушками, большими семьями.
О.М. – Я говорю из своего опыта. Я просто говорю то, что нам конкретно духовник сказал:
«Я вот вам советую, а вы смотрите, как можете. Выполните – не выполните, посмотрите как».
Было ли отрицательное что-то в жизни с нашими родителями?
Скажу так. Явно такого отрицательного не было, конечно. Была ущербность.
Потому что, когда ты живёшь с роднёй, ты – сын или дочь. Это первый момент.
Второй момент. Ты менее раскрываешься перед тем человеком, с которым ты под одной крышей. Это минус.
И батюшка в этом отношении был прав.
И эти первые пять лет совместной жизни мы проиграли, и многое хотелось бы вернуть, чтобы как-то перестроить.
Но есть то, что есть; как говорится, поезд ушёл.
Мы пытаемся, по крайней мере, жить в том поезде, в котором едем. То, что было, то было.
Батюшка нам так говорил, с другими делюсь. Что если можете – старайтесь сразу.
Потому что я видел такие семьи, даже у нас на приходе, которые распадались, когда жили с родителями.
Важный момент, который тоже можно узнать в общении до брака.
Семья – вершина всех жизненных приоритетов.
Не родственники, не родители, не друзья. И, конечно, не работа.
И когда подрастают дети, они чувствуют, есть ли в их родителях горение глаз от общения.
Например, у нас такая ситуация. Мы решаем, пойдём ли мы в филармонию.
Как по цепочке – друг друга каждый спрашивает, потом приходит старший и спрашивает маму: «Мама, а папа идёт?»
Вот, понимаете? Получается, каждому нужен какой-то авторитет.
Если у вас иерархия этих взаимоотношений нарушена, и каждый – кто в лес, кто по дрова, кто на рыбалку, кто на лодку или ещё куда-то…
Е.Е. – Вот, это как раз к вопросу о свободе и не свободе в семье. О свободе. Что такое свобода в семье?
О.М.– Это есть, я дальше буду об этом говорить.
О свободном пространстве, о свободе, но это немножко другая тема и другие ракурсы.
Потому что здесь очень много подводных течений, которые пытаются свалить в одну кучу, а оно не сваливается.
Е.Е. – В чём суть духовной работы над собой ради создания гармоничной семьи? По совету и благословению, конечно, духовника.
О.М. – Этот момент очень важен. В первую очередь – это борьба с личными страстями.
Это ставится во главу угла, вместе с духовником.
Понятно, что духовник должен быть соратником и единомышленником.
Духовник – это человек, который не просто полотенце или тряпочка, в которую ты будешь плакаться.
Это маяк, это ориентир, который тебе показывает, где буйки, и куда нельзя плыть.
И говорит о том, что плыть нужно, но плыть тебе, тебя никто тащить на буксире не будет.
То есть, в первую очередь – борьба с собственными страстями. Это то, что мешает в семье.
Что касается общения с духовником.
Недопустимо, чтобы что-то скрывалось от духовного взора духовника, кроме вопросов, которые не касаются отношений в духовной жизни в семье.
Е.Е. – Работа? Если это не проблема духовная на работе.
О.М. – Я бы сказал, что это вопросы собственности, вопросы экономического плана.
Е.Е. – Вот он сказал вам, что лучше жить отдельно.
О.М. – Он просто дал совет. Не настаивал, не говорил – любой ценой живите отдельно.
То есть, он дал свободу выбора, и на собственном опыте мы убедились, что так лучше.
Мог сказать: «Я не благословляю!» Такого, конечно, не было.
Е.Е. – Ну да, для этого он должен был дать деньги на квартиру просто-напросто! Или на какое-нибудь другое жильё, на съём.
О.М. – Нужно честно признаваться, какие у вас проблемы в общении в семье.
Допустим, вы готовы вдвоём прийти и честно сказать: «Батюшка, у нас какие-то проблемы интимной жизни».
Е.Е. – Бывало, что вы вместе приходили к батюшке?
О.М. – Были вопросы, когда мы пытались к нему обращаться сообща или писали.
И матушка знала, о чём я пишу, и я знал, о чём матушка пишет.
В отношении детей было. Мы не знали, сдавать в садик или не сдавать. Будет это вредно или невредно.
В принципе, матушка же дома – а матушка дома работает…
Е.Е. – Матушка работает, матушка же работает!
О.М. –Родители мои помогали. Здесь вопрос был такой: обязательно ли сдавать в садик.
Е.Е. – Ради социализации ребёнка или почему?
О.М. – Ради того, что вот просто ребёнок не ходит в садик – стояла проблема. Ребёнок не ходит в садик. Все ходят, а он не ходит.
Е.Е. – И что такого?
О.М. – Это мы потом поняли! Что это вполне нормально и во многих вопросах это даже очень хорошо.
Дальше. Это уж что касается нашей способности быть готовыми слышать неудобные для нашей эгоистичной натуры словá.
Я имею в виду со стороны духовника.
По апостолу Павлу (послание к Тимофею 4-я глава 3-й стих), у него есть такие слова:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать учителей, которые льстили бы слуху».
И это печально. Если ты хочешь вести корабль своей семейной жизни в правильном направлении, нужно не бояться слышать от духовника, что что-то не так.
Допустим, в ваших отношениях что-то не так.
Перекосы могут быть по всем тем пунктам, о которых мы говорили.
О чём можно было договориться и увидеть, а оно как-то не клеится. Кто-то пошёл и жалуется родителям.
А, допустим, духовник говорит:
«
Эй, дорогой, так не по правилам. Вы играете не по правилам, вы нарушаете кодекс чести семейный, так нельзя».
И он будет говорить тебе в независимости от того, нравится тебе это или не нравится, любишь ты маму и папу или нет. Или друзей.
И он может сказать: «
Ты забыл, что семья – это жертва. А ты думаешь только о себе, о своих интересах».
Вот этот момент отличает общение с духовником от общения с психологом.
Психолог всегда говорит: «
Какие у вас проблемы?» И готов вас послушать.
А духовник умеет не только слушать, а возьмёт и тебе прямо скажет.
К сожалению, многие, приходя к духовным наставникам, почему-то считают, что они должны вести себя как психологи.
А они должны
услышать глас Божий через духовника.
Беседовала Евгения Ерёменко17 ноября 2017 г.;
иконы письма матушки Инны Бойко
Продолжение следует