|
|
О. Амвросий (Юрасов)
|
Осуждение других людей грех. А как же быть, если вокруг столько злых людей? Можно ли их обличать?
Преподобный Серафим Саровский говорит:
"Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся"...
Обличать можно.
Сказано:
"Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит".
Не считается осуждением, если кто-то по неведению совершает какой-то грех, и мы ему ласково с любовью подсказываем.
Но подчеркиваю - все надо делать ласково, с любовью. Только так можно бороться со злом.
Вот представьте себе: в храме стоят 500 человек.
Если каждый из них будет стяжать дух мирен, и вокруг каждого будут спасаться тысячи, - сколько народа может спастись!
А если мы со злом будем бороться только злым обличительным словом, это приведет к войне.
Зло никогда злом не победить.
Надо ли поучать близких, если они живут не по-христиански?
Или следует молчать, потому что все поучения заканчиваются скандалами?
Есть великие слова премудрого Соломона:
"Обличи премудрого - он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит".
Гордый человек страшно боится, что ему что-то подскажут.
Смиренный человек с радостью ловит любую подсказку, поучение.
Был у нас в Лавре архимандрит Николай, он всегда старался новоначальному помочь, подсказать службу только что рукоположенному диакону или пресвитеру, говоря при этом: "
Пока ты еще новоначальный, тебе надо подсказывать, а потом уже и не подойдешь к тебе".
Смиренная душа с радостью принимает наставление: "Ой, как хорошо. А я и не знал, что надо так. Спаси Вас, Господи!"
А человек испорченный, гордый, если ему подсказать, сразу обидится, надуется, возненавидит тебя.
Потому, когда мы что-то говорим ближним о Боге, надо знать – мудрый он или нет.
Если мудрый расскажите, а если безумный - наживете врага.
Здесь нужен христианский опыт.
Многие мудрые христианки своим мужьям не говорят: "
Ты должен делать то-то и то-то".
Они приходят домой и рассказывают: "
Вот, батюшка проповедь говорил, я запомнила такой интересный пример...".
Один пример расскажут, второй, третий; смотришь, через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает в душе.
Человек идет в церковь, кается, венчается, молится.
Можно ли делать замечание человеку, если он неправ?
Премудрый Соломон говорит:
"Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Прит. 9,8).
Когда человек делает что-то неправильно, а мы видим это, то нам хочется ему подсказать.
Надо попробовать делать это постепенно. Знаете, как лед ногой пробуют – крепок ли, выдержит ли, не провалится ли?
Мы все заражены гордыней, самолюбием. Нас ведь трогать нельзя.
Если нас за больное место заденут, то может трупный яд пойти...
Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас.
Но если человек безумный, его трогать нельзя.
Опять же и мы сами должны знать - а по-хорошему ли чувству мы хотим подсказать.
Бывает, что и бес толкает нас что-то сказать, "сунуться" не в свое дело.
А за это получаем по носу щелчок и теряем душевный мир.
Так что все заранее продумывайте и взвешивайте.
Если видишь в человеке недостатки, считается ли, что ты "взором осудил"?
Нет, не считается. У нас в следственном изоляторе находится много людей.
Они находятся под следствием, еще не осуждены, но подозреваются в убийствах, кражах и прочих преступлениях.
Нет никакой гарантии, что всех их осудят - кого-то могут и оправдать. Вот когда их осудят, то они идут уже как убийцы, воры, грабители.
А сейчас они еще не осуждены, но подозреваются в этом. Так и мы, если видим в человеке какие-то грехи, увидим свои грехи в нем.
Увидели – еще ничего грешного в том нет, но если скажем: "
Этот человек – пьяница", "
этот – вор", то мы уже их осудили.
А это уже грех нашей душе. Так что лучше ни за кем не смотреть.
Надо быть очень духовным, чтобы прозревать в том или другом человеке грех, не осуждая, а жалея его, молиться, чтобы человек от него избавился.
Когда же мы видим в человеке грех и осуждаем, то согрешаем.