Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 194 август 2018 г. >> Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим. Интервью с о.Максимом (8)

Хотите иметь счастливую семью – ежедневно трудитесь над этим. Интервью с о.Максимом (8)

Читайте также:


Из интервью с протоиереем Макимом Бойко
 (полный текст на сайте храма 6.12.2017)

Теперь о свободе в отношениях с духовником.
Скорее,  об общении духовников с подопечными.
Здесь цитата (2-е послание к коринфянам, 3-я глава, 17-й стих ): «где Дух Господень, там свобода».
И повторение – Галатам, 5, 13: «чтобы не было поводом к угождению плоти».

Вот из этих базовых цитат посланий апостола Павла исходят основные понятия свободы в отношении между окормляемым и духовником.
Во-первых, никакого принуждения и требования исполнения благословения не может быть.
Батюшка Филарет говорил: «Я не советую. Я не советую, а ты поступай, как знаешь».
Вот это позиция мудрого духовника, а не так: «Я тебе не благословляю! Я – образ Христа, делай только так

Пример Владыки Владимира из общения с ним, как мне рассказывали священники, монахини, которые приходили за благословением на какие-то дела.
У Владыки была любимая, если можно молодёжным сленгом сказать, фишка.
Это бывало, когда он не хотел конкретно на что-то благословлять, но его высокий уровень духовной культуры и  опыта никогда не позволяли ему сказать:«Я тебе не благословляю».
Он не говорил, как говорил отец Филарет: «Я не советую», он просто говорил: «Попробуйте».
Давая понять о твоей свободе, но намекая на то, что попробовать придётся болезненно.
И многие, кто пробовал без благословения конкретного, а с таким расплывчатым благословением, потом переживали определённые проблемы.
И вот опять же эта неопределённость, мягкий стиль говорили о близости к традиции.
Была традиция. Я назвал отца Филарета, покойного Блаженнейшего Владыку Владимира – это один стиль.
Не так: «Я благословил! Исполняй! Благословляю!» – это явный признак авторитаризма, который ничего общего не имеет ни с традицией, ни с Христом.

Во-вторых, деликатность в общении, которая никогда не позволяет духовнику выпытывать у супругов их личное и сокровенное, когда они не настроены этим делиться.
Даже расспрашивать не станет, он может задать наводящий вопрос, просто спросить абстрактно: «Тебя что-то волнует?» – и всё.
И если у тебя нет внутреннего настроя делиться – всё, никакого дальнейшего раскручивания не будет ни при каких обстоятельствах.

Дальше. Это то, о чём говорили выше.
Духовник никогда не подаст повода думать, что его чем-то задело или обидело поведение окормляемого
.
Даже когда будет совершён поступок, который он не советовал или не благословлял делать.
Мудрый духовник не только не упрекнёт, но посочувствует чадам, которые допустили духовную ошибку или промах.
Это тоже очень важный момент в общении с духовником, потому что люди, которые не встречались с традицией, могут сказать: «Я ж тебе говорил! А ты сделал!? Ай-ай-ай
Это явный признак того, что человек вне традиции.
Это не присуще преданию – подлинному духовному преданию церкви и апостолов.

Самое главное. Опытный духовник-наставник никогда не будет считать своё мнение истиной в последней инстанции.
Отец Филарет мог сказать: «Этого я не знаю. Подождите ответа несколько дней, я пойду, посоветуюсь с более опытными и старшими отцами».
Я на своём опыте переживал это не один раз.
Вот это то, что опять же роднит с традицией.

Важно также понимать, что духовник от Бога никогда не будет стремиться к тому, чтобы пасомых привязывать к себе.
Это то, о чём мы говорили в контексте слов митрополита Антония Сурожского.
То есть, к нему как к человеку – это очень важно.
Если они к нему привязываются как к духовному наставнику, а не к человеку, привязываются к его опыту, к традиции – это должно быть.
Мы говорили, цель окормления – сформировать свободную, разумную личность, принимающую самостоятельные решения.
Духовный человек всегда стремиться к тому, чтобы человека связать со Христом, а не с собой.
Если этого нет, то это профанация духовной жизни и окормления.
Это, конечно, немножко выходит за границы темы, но дело в том, что окормление семьи духовником волей или неволей касается и духовничества в общем.
Каждый выбирает для себя то, что ему по душе.
Кому-то нужен строгий человек. А кому-то строгий не нужен.
Потому, что он вырос в семье, наполненной духом не рабоче-крестьянской закалки, а интеллигентного, скромного, размеренного такого отношения.
Такому жёсткие меры не нужны.
Каждый подбирает себе наставника семейного, который будет соответствовать духу той атмосферы, в которой он рос, естественно.
Для этого Господь нам и дарует разных священников.

И в заключение. Вы у меня спрашивали, что бы я посоветовал молодым.
Всем молодым, которые в той или иной степени задумываются о супружеской жизни – а все люди, которые переходят из подросткового возраста в юность, так или иначе думают: жениться – не жениться.
Хотите иметь счастливую семью – я подчёркиваю, мы сейчас не говорим о каких-то гражданских отношениях, которые тоже почему-то называют браком.
Надо называть вещи своими именами.
Нет никаких гражданских браков, есть гражданский блуд.
Гражданский брак – единственный, который признаёт церковь – это роспись в ЗАГСе. Это церковь признаёт.
Хотите иметь счастливую семью и воспитать счастливых детей – ежедневно трудитесь над этим, совершенствуя свои отношения.
Так как венчание (собственно говоря, как и штамп в паспорте) не делает вас автоматически счастливыми, по-настоящему любящими друг друга.
Люди, которые вступают в брак – из опыта могу сказать – испытывают влюблённость.
Но к подлинной любви Господь вас только зовёт.
В венчании вы получаете от Бога благословение на труд, духовный труд.
А принесёт ли он плод – это уже зависит не от Божьего благословения, а от вас.

Хочу вспомнить одну традицию, которая прижилась на западе, в Западной Церкви в последовании таинства венчания.
У нас во время венчания спрашивают: «Такой-то такой-то, имеешь ли ты благое произволение взять в жены…», то есть, желаешь ли ты на ней жениться? или: «Ты хочешь за него выйти замуж?» «Да» - «Да».
Всё, согласны. «Не обещались ли кому-то другому?» Вот для меня эти вопросы абстрактные.
Они совершенно не говорят о том, ради чего люди пришли в храм.

Мне нравится традиция западной церкви.
Та же самая преамбула – начало венчания, но там идёт акцентирование внимания на том, что здесь даётся не только благословение, но и обеты.
Мы знаем, что такое обеты монашеские. Нестяжания, девства – чистоты, послушания – отсечения своей воли.
Мы знаем, что такое обеты монашеские.
Но никто никогда не задавался вопросом: «А что, подождите, получается, венчание – это не обет
А вот в западной традиции задаются вопросом – не «Хочешь ли ты жениться?», а спрашивают:
«Обещаешь ли ты в радости и в горе, в скорби и печали до конца своей жизни хранить верность такой-то такой-то и любить друг друга

Е.Е. – А у нас разве не так в храме?

О.М. – У нас традиция, которую просто о. Александр предлагает не по требнику.
Отцу Александру это тоже нравится, и я его поддерживаю, потому что здесь напоминание: вы даёте обет верности, не просто пришли поучаствовать.
И поэтому когда люди вступают на этот путь, эти слова должны им всю жизнь напоминаться.
Когда говорят: «Вот, мы не сошлись характерами, разводимся!», так вы не просто не сошлись характерами, вы нарушаете обет.
Если ты уже дал обет, как написано в Ветхом Завете, так держи его, а если не можешь – лучше не давай. 
Поэтому хочу ещё раз сказать – особенно молодым, которые думают венчаться.
Хочу сказать, чтобы они отдавали отчёт себе, готовы ли они перед Престолом Божиим, пред Всевидящим Богом дать обещание с этой женщиной или с этим мужчиной прожить до смерти.
Если нет, то лучше такого обещания не давать.

И ещё одно: будет ли это второй брак, или третий (говорят: «Первый брак от Бога, второй – от людей, третий – от диавола»), как бы ни сложилось в твоей жизни, церковь желает уврачевать твоё состояние, желает твоего спасения.
Но вопрос в другом: сможешь ли ты быть счастлив.

Е.Е. – Благодарю сердечно, отец Максим!
Надеюсь, что нашим молодым людям Ваш опыт и семьянина, и пастыря будет очень полезен.


Точный текст католического последования: «Имеете ли вы намерение хранить верность друг другу в здравии и болезни, в счастии и в несчастии, до конца своей жизни

Беседовала Евгения Ерёменко17 ноября 2017 г.;
иконы письма матушки Инны Бойко 



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 11