Из Гомеля наш путь лежал в Могилёв.
Но по дороге мы заехали в Свято-Вознесенский Барколабовский женский монастырь.
Среди тихих полей и скромных по сравнению с нашими поселений, на берегу совсем неширокого Днепра как-то очень привольно расположился монастырь, известный благодаря главной святыне – Барколабовской иконе Божией Матери.
Основан был в сер. XVII ст., и вскоре Матерь Божия соблаговолила почтить молодую обитель Своим образом.
Русский отряд возвращался после битвы с польско-литовскими войсками, в обозе везли икону.
Когда подъехали к вратам монастыря, икону сдвинуть с места не смогли.
Решено было оставить её в монастыре.
Образ внесли в храм, оставили посередине, а наутро обнаружили его справа от алтаря, там, где и сейчас пребывает.
Так Матерь Божия Сама выбрала Себе место.
Мы приехали как раз к началу всенощного бдения накануне памяти св. блгв. кн. Владимира.
С радостью молились мы в тихой уютной обители на берегу нашего Днепра, а после Крестного хода слушали рассказ старшей сестры монастыря об истории и чудесных проявлениях воли Божией.
Любовались аллеей высоких деревьев, которые, как оказалось, никто не садил специально.
И, конечно, были приглашены потрапезничать.
Уезжать совсем не хотелось, но ночлег был запланирован в Могилёве, в доме свт. Георгия Конисского.
Как всё-таки много можно узнать, выехав за пределы привычного мира!
И как дивно порой всё происходит…
На ночлег в белорусском Могилёве нас принял наш соотечественник, уроженец Нежина, воспитанник, а позже ректор Киевской духовной академии, постриженик Киево-Печерской Лавры…
Выдающийся богослов своего времени, философ, писатель, в 1755 г. он был хиротонисан во епископа Могилёвского.
Тогда эта земля принадлежала Речи Посполитой, где православные были вне закона.
Владыка же открыл духовную семинарию, организовал типографию при Архиерейском доме (именно в этом 300-летнем здании мы и ночевали), боролся за равенство прав представителей разных конфессий.
За это на него не раз нападали и даже намеревались убить.
Наутро мы проснулись в центре Могилёва.
В центре города, в котором причудливо соединяется восток и запад, современность и патриархальность.
Города, который на два года 1-й Мировой войны стал чуть ли не столичным из-за того, что в нём находилась Ставка Верховного Главнокомандующего, каковым с 1915 по начало 1917 года был царь-страстотерпец Николай II.
Наша поездка, совершавшаяся в июле 2018 года, невольно проходила под знаком столетия уральской трагедии – убийства царской семьи и прпмц.
Елисаветы Феодоровны.
Могилёв же стал последним пристанищем государю перед его Голгофой.
Здание ставки было разрушено в 1943 г., Спасская церковь, находившая поблизости и в которой чаще всего молился молился император, была снесена. 
Восстановлены вокзал, драмтеатр, Свято-Николаевский монастырь, в которых он бывал.
Литургия в Свято-Николаевском женском монастыре.
Его сооружение стало возможным благодаря киевскому митрополиту, ныне прославленному свт. Петру Могиле, которому удалось получить согласие польского короля на возведение храма.
Позже этот храм – свт. Николая – стал главным в обители.
Сейчас он включён ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко.
А в советское время в нём располагалась пересыльная тюрьма, книжная база…
Среди святынь обители – чтимые списки Могилёво-Братской иконы Божией Матери, Белыничской, «Благодатное Небо».
А ещё – обретенный летом 2000 года портрет императора.
Он освящён как икона, к нему прикреплена 5-рублёвая монета, которую император подарил мальчику при посещении обители.
Находясь в Могилёве, император обязательно находил время, чтобы совершить пешую прогулку, и если цесаревич Алексей, находившийся в Могилёве с отцом, не был болен, то они ходили вдвоём. |
 |
Иногда бывали прогулки попродолжительнее, например, к Полыковичской Кринице.
Источник этот (а в Беларуси святых источником немало) известен с 1552 г.
До революции в специальные дни (8 – 10-е пятницы по Пасхе) к источнику совершались многотысячные крестные ходы, служились молебны.
Причём собирались сюда главным образом девушки и женщины.
Здесь, в церкви-часовне находилась привезенная с Афона частица мощей вмц. Параскевы-Пятницы.
Погода была дождливая и прохладная, но наши паломники были полны решимости окунуться в святой «кринице» – источнике, целебность минеральной воды которого подтверждают учёные.
Поднимаясь вверх по Днепру, мы заехали в древнюю (упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом) Оршу.
До XVII ст. в Орше существовали лишь православные храмы.
В том же веке были основаны и два монастыря – Богоявленский Кутеинский мужской и Успенский женский.
Они находятся в полукилометре друг от друга.
Мы посетили женский монастырь, где прежде хранилась великая святыня – Казанская икона, на летнее празднование которой стекалось от 5 до 8 тысяч человек.
Сейчас здесь находится Оршанский образ Богоматери, крест-мощевик и другие святыни.
Недолго пробыв в монастыре, полюбовавшись храмом на противоположном берегу Днепра, мы продолжили путь – в «культурную столицу Беларуси» – Витебск.