Насколько реально переживал отец Иоанн Евхаристию, это видно из его неоднократных восторженных сравнений причастников с современниками и последователями Христа.
«Какое счастье, какое блаженство видеть Самого Царя Небесного! Вы, – говорит отец Иоанн в своих проповедях слушателям, – завидуете этим счастливым людям, которые жили во время пребывания Иисуса Христа на земле.
Не завидуйте! Он и ныне с нами неотлучно Своим Божеством, Своею благодатию, Своими Животворящими Тайнами, Божественным Своим Телом и Пречистою Кровию. Мы нисколько не обижены в этом отношении сравнительно с современниками Иисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше их, потому что они не имели блаженства вкушать Животворящее Его Тело и Кровь, а мы вкушаем и обожаемся».
Это положение он неоднократно разъясняет прекрасными иллюстрациями из Евангельской истории, доказывая, что во-первых, мы счастливее Марфы и Марии, так как они принимали Господа только несколько раз в своей жизни, мы же часто принимаем Господа в своём доме, а некоторые и каждый день тесно соединяются с Ним духовно и телесно.
Во-вторых, мы имеем большее счастье, чем святой Симеон, ибо праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих ЖизнодавцаИисуса, в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии, во вся дни до скончания века будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своём.
И, в-третьих, встречаем Его (Господа Иисуса Христа) ежедневно во время литургии и мы, когда в конце её появляются в открытых царских дверях Святые Тайны Тела и Крови Христовой, хор поёт: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам».
Так ясно, отчётливо и сильно отец Иоанн свидетельствует о веровании нашей Православной Церкви в действительное присутствие истинного Тела и истинной Крови Христовых в Таинстве Евхаристии!
При таком реальном переживании богообщения в Евхаристии, отец Иоанн отчётливее и яснее, чем все другие, сознавал, чувствовал и переживал безмерное величие Таинства Евхаристии. Он не раз сам говорил: «Совершая ежедневно страшные и Животворящие Тайны тела и Крови Христовых, за нас и за весь мир страдальчески принесённых в жертву Богу и Отцу Своему, я поражался величием Божией к нам благости, а видя пред собою сердечными очами Бога во плоти, я держал иногда поочерёдно в руках святой дискос с Агнцем и чашу с Пречистой Кровию, как блудница держалась за ноги Господа Иисуса Христа, и исполнялся дерзновения молить Его о всём мире и Святой Церкви».
Вообще, по учению отца Иоанна, «Господь дивно, таинственно, ощутительно, осязательно приближается к человекам верующим, соединяясь, срастворяясь с ними в Животворящих Своих Тайнах, очищая, обновляя и утверждая с верою и любовию причащающихся».
Так велика и безмерна евхаристия.
Если такова Евхаристия, то и значение её для христианина неисчерпаемо.