В 1692 году, по предложению преосвященного Лазаря (Барановича), было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана И.С. Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.
11 сентября в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.
Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам.
Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями.
После этого владыка Феодосии возвратился в Чернигов.
А в декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией.
Но лишь два с небольшим года оставалось его земной жизни. За этот непродолжительный срок им было сделано очень многое.
Особенное внимание свт. Феодосии обращал на поддержание духа истинного христианского благочестия среди пасомых.
Он заботился о восстановлении прежних и устроении новых монастырей и храмов.
Осенью 1693 года и в течение 1694 года архиепископ Феодосии Углицкий, как свидетельствуют сохранившиеся документы, активно занимался хозяйственными делами огромной Черниговской епархии. Благодаря личному авторитету, налаженным отношениям с казацкой старшиной и лично с гетманом Мазепой, Феодосию удалось уладить множество запутанных хозяйственных дел.
При этом Черниговский святитель проявлял мудрость в житейских делах, соединяя экономическую целесообразность с христианской добродетелью.
А многие дела были так запутаны, что ставили в тупик духовную и светскую власть Гетманщины.
Это объясняется, прежде всего, несовершенством законодательства и правовых отношений.
Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества.
Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места.
Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири.
Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ.
В немногочисленных дошедших до нам грамотах свт. Феодосия отобразились воля, характер и рассудительность владыки.
Святитель перед принятием решения и отдачи указания хорошенько обдумывал дело, советуясь и выясняя ситуацию.
Вот, например, архиепископ Феодосии очень внимательно разобрался в деле дочери Стародубского полковника Петра Рославца (1667-1673) Агафьи.
Она была ещё ребенком, когда умер её отец. Все наследство досталось брату Агафьи.
Когда она выросла и вышла замуж, то обратилась к брату, чтобы тот выделил ей часть наследства отца.
Но он наотрез отказался. Благодаря вмешательству в дело свт. Феодосия, справедливость была восстановлена.
Отличительными чертами личности святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, — не только православным, но и людям других исповеданий.
О Феодосии Углицком знали и за пределами Украины, России и Польши.
В 1694 году Иерусалимский патриарх Досифей «в знак любви и благословения от святого и животворящего Гроба Господня» прислал с архимандритом Хрисанфом в подарок свт. Феодосию книгу «Сборник гражданских постановлений Греческих и Римских» с дарственной подписью.
Новый владелец книги, как видно, весьма ею дорожил и вслед за посвящением подписал её своею собственной рукой: «Сия книга божественных и священных правил – Феодосия Углицкого архиепископа Черниговского, Новгород-Северского и архимандрита Елецкого».
Многочисленные пометки по полям, выписки и ссылки на страницы и другие признаки долговременного пользования этой книгой дают право думать, что этот экземпляр долгое время
был справочною книгою черниговских архиепископов по делам церковного управления.
Этот подарок свидетельствует о глубоком уважении к будущему Святителю и крепких связях между православной церковью и иерусалимским патриархатом.
Христианское благочестие святителя Феодосия, весь его высокий нравственный образ, его житейская мудрость и благоразумие привлекали к нему людей.
Авторитет владыки стал причиной того, что гетман Иван Мазепа предложил хорунжему Смоленского воеводства Доминику Полубинскому связаться с ним по деликатному духовному вопросу. Началась переписка между ними, потом произошла встреча.
В результате, Полубинский принял православие, переехал на Черниговщину и получил должность городового атамана Стародуба.
Феодосии Углицкий жил целостной полнотой христианской жизни, далёкой от крайностей, односторонности и радикализма.
Он является перед нами трудолюбивым, деятельным, распорядительным пастырем, вникающим во все стороны жизни своей паствы.
Бурная эпоха второй половины XVII века предоставила уйму разных испытаний, в том числе и в общественно-церковной сфере.
Феодосий Углицкий, занимая высокие административные должности, находился в гуще этих событий.
Но и здесь он прошёл свой путь взвешено, обдумано, без резких движений и колебаний.
Духовная жизнь святителя Феодосия во многом является потаённой от нас, но и Она по крупицам прорывается сквозь молчаливую завесу немногочисленных источников.
Во взаимоотношениях с людьми он был требовательным отцом, заботливым пастырем и смиренным рабом Божиим.
Своей земной жизнью он оправдал иноческое имя Феодосии – "данный Богу".
Его образ, озарённый светом Христовым, остался в памяти людей, потомки которых по сей день воспевают:
"Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дорогие прихожане и все, кто бывает в нашем Храме иногда или даже только в интернете!
Наша скромная газета в этом месяце выходит в 200-й раз.
Первый выпуск оформился осенью 2002 года, после первой же
божественной литургии в нашем храме.
Все эти годы мы вместе идём очень интересным, насыщенным событиями и впечатлениями путём становления общины.
Случалось, что мы ошибались, но и искали верный выход.
Узнавали друг друга и самих себя, порой не такими, какими хотел бы нас видеть Господь.
Мы рождались, взрослели, болели, умирали – мы живём.
И, конечно, мы всегда делили светлые и печальные моменты жизни вселенской церкви, нашей поместной церкви и государства.
Похоже, мы действительно взрослеем: мудрый Отец посылает нам всё новые возможности и обстоятельства для испытания и укрепления нашей веры.
Пожелаем же себе доверия Богу, терпения, смирения и бесконечной радости.
Мы со Христом – чего же еще желать, о чем тревожиться!