С древних времён на Руси в начале весны было принято печь так называемых «жаворонков» — булочек или печенья, по форме напоминающих птиц.
В дохристианские времена этот обычай был посвящён приходу весны и возвращению перелётных птиц.
С приходом христианства на Святую Русь этот древний обычай (как некоторые другие, например обычай печь блины на масленицу) перешёл и в христианский быт. Только при этом он был приурочен к конкретной дате календаря, христианскому празднику — дню памяти 40 севастийских мучеников (римских воинов-христиан, замученных в Армении в IV веке за исповедание Христа и отказ поклониться языческим богам).
Поскольку день их памяти приходится на время Великого поста, то «жаворонков» стали выпекать из постного теста.
А традиция эта наполнилась уже иным, христианским содержанием.
Работая в поле с раннего утра и до позднего вечера, крестьяне обратили внимание на поведение жаворонка.
Во время пения эта птица то взмывает высоко в небо, то камнем «падает» с высоты вниз, к земле.
Размышляя об этом в канун дня памяти 40 севастийских мучеников, наши благочестивые предки пришли к духовно красивому предположению, что поющие жаворонки изображают собой песнь славы Господу, возносимую мучениками во время своих страданий, их высоту духа и смирение, покорность воле Божией, их всецелое упование на Господа Бога и обращение земного взора и взора духовного к Горнему, ко Христу и Его Небесному Царству.
Воистину, «всякое дыхание да хвалит Господа».
|