Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив».
То есть, неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо».
Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи.
Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днём Пасхи.
Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира.
Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай.
И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна.
Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей.
Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения.
Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам.
Когда он пришёл, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью.
Но он им не поверил, мотивируя своё неверие следующими словами:
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы:
«Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества.
С Христом и во Христе воскресло человечество.
Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».
Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывал с ними.
Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев.
Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!»…
После благословения Своего Христос сказал Фоме:
«Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27).
Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих).
Христос же говорит ему:
«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).
Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определённых истинах веры.
Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.
Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается.
И радость Её уходит в восьмой день…
|