Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 207 сентябрь 2019 г. >> Паломническое лето 2019 г. Радуйся, земля курская и белгородская! (3)

Паломническое лето 2019 г. Радуйся, земля курская и белгородская! (3)


 

Читайте также:

 

Воздав честь этому святому месту, мы вошли в Свято-Троицкий домовый митрополичий храм.
Здесь нас встретила приветливая служащая, рассказала о ещё одном святом – священномученике Никодиме (ранее мы о нём не знали),  мощи которого почивают в этом новом, таком светлом и радостном храме. 

Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника.
Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров.
Он окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха.
Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награждён многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною».
Служил отец Никодим на должности ректора Калужской Духовной семинарии, Олонецкой Семинарии.
Составленный им акафист был напечатан Синодом для церковного употребления, но отклонён цензором: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

После рукоположения в сан епископа владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии.
Всё время своей архипастырской деятельности он был церковным песнотворцем, составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий».
Им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.

Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.
В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа».
Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали.
Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна.
На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта.
Медицинский осмотр останков установил, что, кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжёлым тупым предметом, огромный кровоподтёк в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Память верного сына Церкви празднуется в день кончины – 10 января, в день обретения мощей 4 ноября, а также в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Санкт-Петербургских, Белгородских святых.
А склеп, в котором он был погребён до прославления – ещё одна святыня на территории Митрополии.

Нам благословили ознакомиться с митрополией, где помимо домового храма и необходимых рабочих помещений есть и залы для духовных собраний, и выставочный зал, где как раз проходила выставка молодых художников Белгородщины.


Последним на нашем паломническом пути в Белгороде был совсем молодой – основан в 1999 году, женский монастырь во имя Святых Марфы и Марии.
Неподалёку друг от друга в далёком 18-м столетии стояли два приходских храма: древнейший из сохранившихся в Белгороде Успенско-Николаевский собор (1703 год) и Покровский собор (1791 г.).

После революции они были закрыты, использовались под тюрьмы, механические мастерские, хлебозавод…
В 1990-е годы возвращены Церкви. В 1998 г. на месте массовых расстрелов и захоронений православных священнослужителей и мирян (найдены останки ок. 100 человек) построена и освящена часовня во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Первые насельницы монастыря появились зимой 1993-94, когда им отдали несколько комнат в одноэтажном доме близ храмов. 
Вскоре начались и регулярные богослужения.

Тогда же при монастыре было организован сестричество милосердия, подобно тому, что действовало до революции и действует сейчас в Москве при Марфо-Мариинской обители милосердия (основательница – вел.  кн. прпмц. Елисавета Феодоровна).
Сёстры ухаживают за детьми-инвалидами, одинокими больными на дому, трудятся в детской школе милосердия при сестричестве.
Трудятся они и на подсобных хозяйствах, а священники обители, помимо окормления матушек, духовно опекают заключённых ИТК строгого режима.

Конечно, за 1 день мы не смогли побывать во многих других храмах Белгорода: древних Смоленском, Николо-Иоасафовском  и многих других, духовно порадоваться совсем новым, после 2000 года возведённым, как не могли посетить и святые источники, что Господь во множестве извёл на этой святой земле.
Мы возвращались переполненные духовной радостью от встреч с прославленными святыми и нашими современниками, живущими Бога ради. Сердца наши словно увеличились в размере и наполнились теплом наших братий и сестёр, так искренне, радушно, любовно принимавших нас.
Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Спаси нас и сохрани молитвами всех святых Твоих, в земле Белгородской просиявших!


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

  *** «В сентябре 1911 года в Белгороде были великие торжества по случаю канонизации и обретения мощей святого, которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября (ст.ст.).
Днём 3 сентября к мощам святого приложилась, специально приехавшая по такому случаю, великая княгиня Елисавета Феодоровна.
В Белгород, который был тогда тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до 200 тысяч паломников.
Начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16–20 тысяч паломников.
Пещерка, где хранились мощи святителя Иоасафа, вмещала не более 40–50 человек.
Чтобы припасть к мощам святого угодника Божия, нужно было сутки простоять в очереди без пищи и отдыха!
Да и в очередь допускали сначала паломников дальних и ближних крестных ходов, а затем уж частные лица.
Но ропота не было. Это был настоящий подвиг веры и благочестия во имя святителя-подвижника Иоасафа» (из воспоминаний очевидцев).

*** Анастасия Цветаева (сестра Марины Цветаевой) вспоминает, как в 1924 году увидела свт. Иоасафа в музее Наркомзема в Москве.
«Он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы.
Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты.
Высокого роста, епископ лежал обнажённый, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу!»



 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 4