 |
|
В этом выпуске нашей газеты открывается новая рубрика.
Традиция приглашать и ходить в гости, чтобы повидаться,
побеседовать неспешно – давняя, добрая.
Потому и подумалось как-то: хорошо бы и нам пригласить кого-то в гости.
И не беда,
что гости «Колокола» вряд ли переступят порог нашего храма физически.
Их голоса, мысли, размышления будут объединять разные приходы нашего города и не только.
|
Промысл Божий – вещь непостижимая, неожиданная. Вот так в первую сентябрьскую неделю я оказалась на юге Франции, на Лазурном берегу – в гостях.
И, конечно, при первой же возможности отправилась в самый большой храм русского зарубежья в Западной Европе – Свято-Николаевский собор в Ницце (разумеется, Московского Патриархата).
Мне несказанно повезло: оказалось, что ради Отдания праздника Успения в будний день будет совершена Божественная Литургия (обычно служат в субботу, воскресенье, праздники ).
Через день, 5 сентября, спешила поспеть к 10-00 часам в собор.
Какая же радость – оказаться дома среди всех южных красот!
Не могла я не поделиться открывшейся мне радостью с вами.
После службы подошла к настоятелю, протоиерею Андрею Елисееву, попросила уделить несколько минут. И вот мы уже беседуем… за обеденным столом..
_________________________________________
Е.Е.: Отец Андрей, хотелось бы попросить Вас вкратце рассказать для прихожан нашего храма о православии во Франции, об этом удивительном соборе, его истории, сегодняшней жизни.
О.А.: Первое, что касается православия во Франции.
Оно, само собой разумеется, началось не с русского православия и не с греческого.
Здесь изначально, в раннехристианскую эпоху, когда Русь ещё не была просвещена светом христианской веры, существовали христианские церкви, монастыри.
Сегодня празднуется день святого Иринея Лионского – священномученика II века.
Он уже в Римскую эпоху проповедовал, писал, был известнейшим учителем Церкви, богословом.
Тогда это была Галлия, Римская провинция.
|
Потом Иоанн Кассиан Римлянин– основатель монашества во Франции.
Здесь, на юге Франции, были подвижники, преподобные отцы Викентий Римский, Гонорат…
Все подвижники, которые по соседству были – Канны, Грасс. В Ницце во втором веке был мученик Понтий, пострадавший за Христа.
|
И есть устойчивое предание, что святая равноапостольная Мария-Магдалина также в этих краях проповедовала.
Сен-Максимен – город, где покоится её честная глава (около 150 км от Ниццы).
|
А если говорить о православии греческом или русском, то греческое православие развивалось здесь позже русского.
Русское православие более явственное как в Париже, так и здесь, на юге.
Уже с начала XIX века сюда приезжали русские люди, хотели, чтобы здесь был свой священник.
Впервые священник
прибыл сюда в 50-х годах XIX века.
Российская императрица Александра Фёдоровна, вдова Николая I, прибыла сюда с дипломатической и военной миссией под прикрытием частного отдыха.
И с тех пор – сначала на её съёмной вилле, а потом, когда уже по её инициативе была построена первая церковь святого Николая и святой Александры, первое духовенство стало приезжать сюда, чтобы служить регулярно. |
Хотя о регулярности совершения богослужений судить сложно, поскольку до революционного периода церковная жизнь здесь была сезонной.
Русские приезжали сюда, как правило (я имею в виду русские и украинцы, была Российская Империя общая), на зиму: с октября-ноября до мая, с осени до весны.
Летом здесь почти никто не оставался – жарко, ехали домой.
И поэтому церковная жизнь имела также такой синусоидный график: осенью открывался храм, закрывался поздней весной.
Так было до тех пор, пока большая часть русских не переселилась на юг Франции после революции, особенно в 20-е – 30-е годы и уже не обосновалась здесь достаточно прочно.
С тех пор постоянные священники здесь, не один, несколько.
|
Потом появился епископ – очень известный владыка митрополит Владимир (Тихоницкий), который впоследствии возглавил Парижскую архиепископию.
Раскол произошёл после революции и то не сразу.
Святитель Тихон направил Владыку Евлогия (Георгиевского – прим. ред.) сюда, во Францию, и он управлял приходами Западной Европы.
|
Но после того как случилась революция и русские епископы, эмигрировавшие из России, объединились в Югославский Синод, в Сремских Карловцах образовали так называемую Русскую Зарубежную Церковь (1927 г. – прим. ред. ), большая часть приходов присоединилась к ней.
Но не во Франции.
Во Франции, благодаря личному авторитету митрополита Евлогия, основная часть храмов осталась в рамках вот этой епархии Западно-Европейской Русской.
Но уже в начале 30-х годов она была переведена из юрисдикции Московской в Константинопольскую.
Дело в том, что к тому времени митрополит Сергий (Страгородский, будущий Патриарх – прим. ред.) запретил в служении митрополита Евлогия, и он решил, что так будет безопаснее для него и для епархии – не зависеть от советской власти.
И вот храм в Ницце был одним из тех, которые решили быть под управлением Константинополя.
Нельзя сказать, что всё прошло гладко: были споры, многие прихожане были недовольны этим положением, считали, что это предательство России.
И это напряжение сохранялось довольно долго.
|
Е.Е.: Но продолжали люди ходить в храм?
О.А.: Да, люди ходили. Священники были все те же самые. 
И потом, все считали, что это временная ситуация, которая довольно скоро разрешится.
И рассчитывали на падение советской власти также.
Это был период между двумя мировыми войнами – I-й и II-й.
После второй мировой войны митрополит Евлогий (скончался в 1946 году) хотел перевести епархию снова под Московский Патриархат, но его преемник, митрополит Владимир (Тихоницкий), посоветовавшись с духовенством, решил, что надо остаться под омофором Константинопольского Патриарха, поскольку ситуация была неясной.
В Советском Союзе гонения продолжались, об этом сведения поступали.
Прихожане здесь были, в основной части, русская аристократия, интеллигенция, инженеры…
|
Е.Е.: Назовите несколько имён.
О.А.: В частности, если говорить о приезжающих, то приезжал сюда композитор Рахманинов, Иван Бунин посещал (жил непо
далёку отсюда в Грассе – прим. ред.), хотя жил и в Париже, и
здесь, на юге.
У меня, к сожалению, об этом очень мало сведений: весь наш архив – он был вывезен (когда храм вернули Московскому Патриархату) в Константинополь (Стамбул) руководством того прихода, который здесь был, в 2011 г.
Поэтому мы не имеем доступа ко всем эмигрантским архивам.
|
Е.Е.: А строился храм?
О.А.: Строился храм до революции.
Это был личный проект императора Николая II.
Здесь, на этой территории, скончался его дядя, великий князь Николай Александрович, старший брат Александра III, старший сын Александра II, соответственно.
|
Е.Е.: Цесаревич, который должен был стать императором.
О.А.: Да, он был по статусу наследником престола и, соответственно, цесаревичем.
Здесь он тоже довольно случайно появился, поскольку после больших путешествий по России, Китаю, Японии, Греции, Египту он предпринял уже путешествие по Западной Европе. 
Для того, чтобы ознакомиться с ситуацией и одновременно поспособствовать своей скорой свадьбе с датской принцессой Дагмарой – представительницей Королевского дома Датского.
Он заехал к ней в Копенгаген, с ней там увиделся, они были помолвлены, после чего он отправился далее по Италии в путешествие.
И вот, не доехал до Рима, ему стало плохо. Врачи решили, что нужно отправить его во Францию, к матери-императрице (Марии Александровне – прим. ред.).
А императрица в то время проживала в Ницце, на вилле Пейон, которая находится в двухстах метрах от храма. Точнее, её остатки.
Там сейчас больница. Памятной доски никакой нет.
Дом были сильно переделан, остались одни колонны.
Когда великого князя Николая привезли к маме, он прожил здесь всего три месяца, скончался.
А проживал на той территории, где находится сейчас храм.
Когда он уже был при смерти, его отец, император Александр II, прибыл из Петербурга сюда, в Ниццу.
Тогда уже была проложена прямая железная дорога Санкт-Петербург – Ницца, можно было за 5 дней легко доехать.
Были царские вагоны специальные. Император два раза приезжал: в 1864-м и в 1865-м годах.
Первый раз – чтобы встретиться с Наполеоном III, императором, а второй раз – попрощаться с сыном.
Успел он приехать до его кончины, приехал и младший брат, будущий император Александр III, невеста его из Копенгагена приехала.
|
Е.Е.: И он передал невесту брату.

О.А.: Это предание, но, как бы там ни было, впервые они (Александр и Дагмар) увиделись здесь, в Ницце, у одра цесаревича Николая.
Так что смерть цесаревича, его кончина, она способствовала тому, что сначала здесь появилась часовня в его память на месте того места, где он скончался, прямо за храмом.
Часовня была построена в 1868 году, а, соответственно, через 30 лет с небольшим появился проект перестройки храма в Ницце в центре города (святых Николая и Александры – прим. ред.).
Но, поскольку там были всякие ограничения строительные, то решили, что не надо его перестраивать и надо построить новый храм.
И сперва его планировали в городе построить.
Выкупили даже там участок земли, приход собрал деньги, но участок оказался непригодным для строительства, почва оказалась слишком зыбкой.
В итоге деньги были потрачены, продать этот участок не удалось.
Денег уже не было, и поэтому председатель строительного Комитета великий князь Георгий Максимилианович Ромáновский, внук императора Николая I, решил обратиться к императору через посредство его мамы – императрицы Марии Фёдоровны, с тем, чтобы построить храм на этом участке.
|
|