В декабре празднуется память шести из 16-ти ветхозаветных пророков:
- Авдия (1 декабря),
- Наума (14 декабря),
- Аввакума (15 декабря),
- Софонии (16 декабря),
- Аггея (29 декабря),
- Даниила (30 декабря) и
- матери пророка Самуила пророчицы Анны (22 декабря).
Из всех святых пророки – самые отдалённые по времени их жизни и самые таинственные для нас.
Их духовную роль и их подвиг можно сравнить только с юродивыми – блаженными Христа ради.
Все они жили задолго до Рождества Христова.
Господь часто обращался к Израильскому народу через пророков – особо призванных людей.
Они не были, как это порой теперь понимается, только предсказателями будущего.
Бог, время от времени, посылал пророков, выбирая их среди Израильтян – Северного и Южного царств, чтобы они по Его откровению возвещали народу Его волю, предупреждали, предостерегали от греха и идолопоклонства и свидетельствовали о могущественных делах Божиих в прошлом и в будущем.
Пророки часто возвышали свой голос, когда цари, священники и народ заблуждались и отступали с пути Господа, когда царствам угрожали войны, голод и другие бедствия.
Напоминая о делах Господа в прошлом, пророки пробуждали в людях сознание необходимости полного послушания Богу, а не только выполнения обрядов. Они возвещали о грядущей каре – нападении языческих народов на непокорный Израиль, а также о возмездии Господа, которое постигнет эти народы за зло, нанесённое Израилю.
Предсказывали рассеяние Израильского народа по всему миру и его возвращение в землю обетованную, они говорили о пришествии Мессии, т.е. Помазанника, о Его смерти ради спасения Израиля и всего мира, о Его воскресении; говорили о светлых будущих временах, когда Мессия вторично придёт и будет царствовать…
Некоторые пророки оставили после себя пророческие книги.
Библия насчитывает 17 таких книг.
По количеству страниц – это почти пятая часть Книги книг.
Их написали 16 пророков (из них Иеремия – две.)
Вот имена этих пророков в приблизительном хронологическом порядке (с VIII по V ст. до Р.Х.): Иона, Амос, Осия, Исаия, Михей, Софония, Наум, Иеремия, Аввакум, Авдий, Иезекииль, Даниил, Аггей, Захария, Иоиль, Малахия.
В Библии порядок пророческих книг не соответствует хронологии их написания.
О пророках нам напоминают не только чтения их книг на богослужениях (ветхозаветные паримии), не только подтверждение их пророчеств в Новом Завете.
Им посвящён целый ряд иконостаса, который так и называется – пророческим.
Изображать пророков в этом (обычно четвёртом) ряду стали с XV века, с появлением на Руси высокого иконостаса.
В небольших храмах иконостас ниже и пророческого ряда нет.
Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид и Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа.
Пророки изображены со свитками в руках. На свитках – изречения из их пророчеств.
Иногда – приводимые ими символы и атрибуты пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа, родившегося от Девы; у Гедеона орошённое росою руно; у Захарии серп, у Иезекииля затворённые врата храма).
В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков).
Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери.
Количество изображаемых пророков может меняться в зависимости от размеров ряда.
Не станем забывать и об этих святых наших заступниках.
|