Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования».
А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребёнка, передаёт детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своём будущем.
Особенности воспитания девочек связаны с особенностями происхождения женщины, её назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.
Происхождение женщины
Как повествует Священное Писание,
«Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой (Быт. 2, 21–22)».
Муж – глава жены.
“Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (1 Тим. 2, 12, 13)».
Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как ещё не укрепились в добре.
Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою бóльшую склонность к греху по сравнению с мужчиной.
Почему именно женщина пала первой?
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины:
«Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…».
«Жена более удобопреклонна к искушениям».
Назначение женщины до грехопадения
По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа.
Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования.
Эта честь принадлежала бы и её дочерям.
Назначение женщины после грехопадения
После грехопадения из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному.
“Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” (Быт. 3, 16)».
Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность!
Старец Порфирий говорит, что
«страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».
Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чём теперь состоит её долг или какие обязанности она должна выполнять?
На поприще жизни женщину ждут обязанности
супруги, матери, хозяйки и
дочери.
Обязанности женщины
Воспитание девочки должно подготовить её к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.
Вот на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий:
• разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды;
• благодушно переносить суровость и все странности его характера;
• поддерживать падающие силы его духа;
• разнообразить и возвышать радости мужа.
Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы:
• управлять домом;
• уметь готовить здоровую пищу;
• иметь навыки оказания первой медицинской помощи;
• насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.
Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия.
Обязанности детей указаны в первой главе.
Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери:
- чтить отца и мать;
- быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни;
- заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.
Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек
Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность.
Святой апостол Пётр требует от жён нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жён.
Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.
О воспитании кротости и тихого нрава у девочек
Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет:
«Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших».
При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным.
Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках.
Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость.
Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений…
Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь».
Святитель Филарет Московский пишет:
«Обличи злое дело кротким словом, и ещё более обличи добрым примером».
«Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». (Сир. 26, 17)
Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».