В январе мы празднуем
Рождество Господа нашго Иисуса Христа
и все последующие дни живём с чувством тонкой духовной радости от того,
что к нам, в наш мир пришёл Сам Господь.
Богомладенчиком пришёл – для каждого из нас.
К
акое счастье, когда душа почувствовала Его прикосновение и ожила.
Вот такой дивной историей о детской душе, с трепетом постигающей Господа,
мы с радостью делимся с вами в святые Рождественские дни.
"Потерпеть для Господа!"
Я была тогда в первом классе, и по осени бабушка сказала мне: «Пойдём причащаться».
Это было после моего дня рождения, наверное, она меня на первую исповедь и причастие повела.
Для меня это был праздник.
Это было в первый раз, когда я запомнила, хотя причащалась наверняка не в первый раз.
Я помню, что легла спать.
А спала я с бабушкой: у нас же была большая семья, взрослые дети спали сами, а я с бабушкой. Бабушка долго молилась, я всё ждала, когда она ляжет.
Она что-то там шептала, шептала, потом бабушка сказала, что очень рано проснёмся, потому что идти 7-8 километров до храма до нашего.
В Соколовку идти, наш храм был в то время закрыт, в Ивице .
Святителя Василия Великого раньше был храм в Ивице, а в Соколовке – Успения Пресвятой Богородицы . Я спать не могла.
Всё время будила бабушку, чтобы мы не проспали.
Хотя мы шли пешком, почему-то было такое волнение!
Наконец-то я дождалась утра.
И мы ещё шли с соседской бабушкой Маней, но её я считала тоже своей, потому что родители ей постоянно помогали и нас заставляли.
И её я так же любила, как свою бабушку.
Ну, вот идём. А дорога была под горою. Дошли мы до зарослей ольхи.
Бабушка Маня говорит моей бабушке: "Танюшка, читай «Живый пóмочь»! А то там «нечиста сыла»".
А я говорю: "Ба, а ба! Мені так хочеться подивиться!"
Бабушка мне: "Ты что, ты что!"
В общем, прошли мы заросли.
Храм наш Соколовский стоял на крутой-крутой горе.
Под горою была дорога. И прямо тропинка к храму.
Я вот сейчас думаю: "Бабушки же уже были в возрасте, а они так легонько: раз на эту горочку – и прямо к храму!"
А бабушка взяла с собою много пряников – "коників", как мы их называли.
Розовые такие, аппетитные, красивучие.
И она их в узел – тогда же сумочек не было, а всё в белый платочек завязал – и на большой узел.
Я говорю: "Бабушка, а зачем столько пряников?"
А она сказала: "Надо!"
И вот мы зашли в храм. Бабушка подошла к каждой иконе, мы приложились, потом подходим к столику.
Я ж тогда ничего не понимала. Она эти пряники выкладывает.
Мне стало интересно, я говорю: "Бабушка, кому?" Она говорит: "Ангелам!"
А несколько пряников оставила в узелочке.
Началась служба. Бабушка меня повела вперёд, поставила.
Я смотрю, у нас под куполом с такими звёздами расписаны вот эти ангелочки.
И мне казалось, что эти ангелочки – живые.
Потом смотрю на клирос: соседский дедушка – регент, Василий Иванович звали, бабушка Катя, они поют.
Но они показались мне какими-то другими, не то, что как дома я с ними общаюсь.
Литургия закончилась, вышли с подносом собирать пожертвования.
И вот эти копеечки: цок-цок…
Я стою и думаю: "Вырасту – тоже буду собирать".
Вот у меня такое было желание.
И что ж ты думаешь! Когда уже наш храм открылся и был чернобыльский день, батюшка Александр сказал: "Валя, иди пособирай пожертвования", мне это так реально вспомнилось.
Думаю: "Ну надо же, чудны дела Твои, Господи! Сколько лет прошло!"
Когда пожертвование прошло, я вернулась к бабушке и тут вспомнила про пряники!
Я думаю: "Если бабушка оставила, значит, она их будет ещё каким-то ангелам их раздавать, понимаешь! Я их попробую хоть".
Я уже не думала, что мне что-нибудь достанется.
Прокусила платок с этими пряниками, и бабушка это увидела.
Она на меня очень строго посмотрела и покачала головой.
И я поняла, что сделала что-то вообще не то. Но для меня это было ещё полбеды, что она так посмотрела.
Когда она сказала: "Пойдём к батюшке. Наверное, ты сегодня не будешь причащаться", то тут уже эмоции попёрли.
Я начала плакать, а бабушка подвела меня к батюшке и что-то ему говорила.
Она мне ж тоже говорила: "То-то ему скажешь: что дралась с соседними ребятами, и обманула маму, не сделала то, и что сделала плохого…"
Но для меня это всё было не важно, я только плакала и говорила, что я ангельские пряники съела.
Батюшка меня к себе прижал – и я так помню его глаза добрые-добрые.
Он мне сказал: "Ничего, успокойся! Перед причастием не нужно кушать, а нужно потерпеть для Господа".
И вот это я так запомнила! Я причастилась.
Назад мы шли, уже было солнце, это была золотая осень.
Мне было очень радостно и спокойно. Дошли до зарослей ольхи.
А бабушки идут и молчат.
Я ж подошла до бабушки и говорю: "Бабушка, а что такое «Потерпеть для Господа»?"
Бабушка сказала: "Сейчас нужно молчать и молиться, а дома я тебе всё объясню".
Я, конечно, забегала вперёд, чтобы побыстрее бабушки шли, а она мне сказала: "Читай Отче наш", а Отче наш я уже знала.
Я начинала читать, но мысль о "Потерпеть для Господа" меня сбивала, я торопилась, чтобы побыстрее домой дойти.
А бабушки сначала возле той ольхи, а дальше был монастырский колодец.
В общем, водичку пошли пить, помню.
И бабушка каже: "Ой, тут такый подвижнык жил!" – "Бабушка, а хто такый «подвижнык»?" І де він?
Господи! Там нечиста сила, тут подвіжник! Коники – и коники ж в узелочку…
А бабушка опять говорит, что ты пей воду, а дома я тебе всё объясню.
Ну, мы воду попили, помню, та вода аж зубы звóдыла.
А такой источник – видно, была криница – тёмно-тёмно-синий, омут такой.
И такой бьющий, аж мел выбивает.
Монастырский колодец назывался, между Соколовкой и Ивицей.
Пришли мы домой. И баба Маня зашла. Бабушка пригласила её на обед.
Опять они стояли перед бабушкиною старинною иконою, молились – наверное благодарственные молитвы читали, я ж не знаю что.
Бабушка всех нас поставила, все мы втроём молились, потом бабушка пошла накрывать стол.
Я к ней пристаю с "Потерпи для Господа", а бабушка каже: "Терпи!"
А я: "Ну бабушка, а «потерпи» – что будет?"
Она: "Господь будет радоваться".
Обедать мне не хотелось, мне хотелось узнать, что такое "Потерпи для Господа".
А бабушки медленно кушали, потом опять молились – до обеда, после обеда.
Потом баба Маня ушла, думаю: "Слава Богу! Всё".
Говорю: «Ба, что такое "Потерпи для Господа"?»
А мне бабушка говорит: "Вот ты пряники эти хотела?"
Говорю: "Да". А потом говорю: "Бабушка, они ж для ангелов?" и объясняю, почему я их прокусила: что подумала, что это будет ещё тем ангелам, что где-то под куполом. И мне захотелось их попробовать.
А потом объясняю, что если бы бабушка сказала, что это для них, я бы не пробовала…
Короче: і я – не я, і хата не моя.
А бабушка мне говорит: "Нет, вот ты хотела пряники?" Говорю: "Хотела".
А она говорит: "Ты éсть хотела?"
Я опять ей объясняю, что хотелось попробовать, какие они, потому что ж отдадут ангелам.
Бабушка говорит: "Ну, ты же не съела их даже. Ты потерпела и Бог порадовался. И ты причастилась, соединилась со Христом".
Бабушка объясняла, что такое причастие, что такое соединиться со Христом: что Бог теперь со мной, Он всегда будет меня оберегать.
Бабушка мне всегда говорила: "Не дерись, не дерись!"
Я говорю: "Бабушка, а если соседские мальчики будут первыми?"
Бабушка: "А ты просто скажи: «Господи, помоги мне и их помилуй!»
Вот так скажи. И вот маму обманывать не надо.
Мама сказала четыре рядка прополоть, а ты три прополола, а сказала, что четыре и бегом на улицу.
Это всё будет "Потерпеть для Господа" и Господь будет радоваться".
Вот так объяснила.
А пряники ж не ем. Вот не ем и думаю: "Буду терпеть для Господа!"
А бабушка говорит: «Теперь можешь скушать пряничек! Для ангелов мы отдали, это я тебе оставляла».
А я ж не ем. Ну, бабушка ничего не сказала.
До вечера так, а бабушка опять: «Теперь же можешь съесть пряничек».
А я: «Да нет, бабушка!» Бабушка заулыбалась, ничего не сказала.
Наутро ж в школу идти. Ну, я в школу прихожу.
В школе меня вызвали к доске и начали ругать, что я в церкви была.
А я учительницу любила, она такая хорошая!
Ругают, а я стою и думаю: «В церкви я такой поступок сделала, а меня не ругали.
Наоборот, меня ещё батюшка к себе прижал, по голове погладил, успокоил. А здесь вроде ничего плохого не сделала, а меня ругают».
Ну, вот села на место и начала плакать, оттого, что мне стало жалко мою учительницу.
А на перемене я начала угощать своих подружек этими пряниками от ангелов.
У меня было три подружки, мы их разделили.
Они говорят: «Ой, откуда это?» – «Из церкви! Там так хорошо, там такие ангелы, и вот пряники им нужно принести, но они остаются и для вас!» В общем, я так говорила, что они тоже захотели в церковь пойти.
А Валентина Васильевна подходит, подозвала меня, к себе прижала и погладила по голове.
Я думаю: "Боже, как Господь радуется, и я рада!"
Пришла домой, бабушке ж рассказываю, говорю: "Бабушка, меня Валентина Васильевна поругала, что я в церковь ходила".
А бабушка говорит: "Знаешь, ты на неё не обижайся. Сейчас такое сложное время, Господь всё управит! А за неё давай помолимся".
Всё мне это так запомнилось!
Пряники, что я прокусила, и вот это "потерпеть для Господа".
И так теперь в жизни.
Если что-то случается, думаю – надо потерпеть. Для Господа.
Воспоминаниями поделилась наша прихожанка,
р.Б. Валентина Гончарова
Корочанский район Белгородской области.
В 1960 году в этом храме в Соколовке служил дивный подвижник, впоследствии архимандрит Серафим (Тяпочкин).
|