Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 211 январь 2020 г. >> 1 января – 50 лет со дня преставления ко Господу преподобного Амфилохия Почаевского

1 января – 50 лет со дня преставления ко Господу преподобного Амфилохия Почаевского



В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением.
Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить её от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.
1

 В январе мы празднуем
Рождество Господа нашго Иисуса Христа

и все последующие дни живём с чувством тонкой духовной радости от того,
что к нам, в наш мир пришёл Сам Господь.
Богомладенчиком пришёл – для каждого из нас.
К акое счастье, когда душа почувствовала Его прикосновение и ожила.

Вот такой дивной историей о детской душе, с трепетом постигающей Господа,
мы с радостью делимся с вами в святые Рождественские дни.

"Потерпеть для Господа!"

Я была тогда в первом классе, и по осени бабушка сказала мне: «Пойдём причащаться».
Это было после моего дня рождения, наверное, она меня на первую исповедь и причастие повела.
Для меня это был праздник.
Это было в первый раз, когда я запомнила, хотя причащалась наверняка не в первый раз.
Я помню, что легла спать.
А спала я с бабушкой: у нас же была большая семья, взрослые дети спали сами, а я с бабушкой. Бабушка долго молилась, я всё ждала, когда она ляжет.
Она что-то там шептала, шептала, потом бабушка сказала, что очень рано проснёмся, потому что идти 7-8 километров до храма до нашего.
В Соколовку идти, наш храм был в то время закрыт, в Ивице .
Святителя Василия Великого раньше был храм в Ивице, а в Соколовке – Успения Пресвятой Богородицы . Я спать не могла.
Всё время будила бабушку, чтобы мы не проспали.
Хотя мы шли пешком, почему-то было такое волнение!
Наконец-то я дождалась утра.
И мы ещё шли с соседской бабушкой Маней, но её я считала тоже своей, потому что родители ей постоянно помогали и нас заставляли.
И её я так же любила, как свою бабушку.
Ну, вот идём. А дорога была под горою. Дошли мы до зарослей ольхи.
Бабушка Маня говорит моей бабушке: "Танюшка, читай «Живый пóмочь»! А то там «нечиста сыла»".
А я говорю: "Ба, а ба! Мені так хочеться подивиться!"
Бабушка мне: "Ты что, ты что!"
В общем, прошли мы заросли.

Храм наш Соколовский стоял на крутой-крутой горе.
Под горою была дорога. И прямо тропинка к храму.
Я вот сейчас думаю: "Бабушки же уже были в возрасте, а они так легонько: раз на эту горочку – и прямо к храму!"
А бабушка взяла с собою много пряников – "коників", как мы их называли.
Розовые такие, аппетитные, красивучие.
И она их в узел – тогда же сумочек не было, а всё в белый платочек завязал – и на большой узел.
Я говорю: "Бабушка, а зачем столько пряников?"
А она сказала: "Надо!"

И вот мы зашли в храм. Бабушка подошла к каждой иконе, мы приложились, потом подходим к столику.
Я ж тогда ничего не понимала. Она эти пряники выкладывает.
Мне стало интересно, я говорю: "Бабушка, кому?" Она говорит: "Ангелам!"
А несколько пряников оставила в узелочке.
Началась служба. Бабушка меня повела вперёд, поставила.
Я смотрю, у нас под куполом с такими звёздами расписаны вот эти ангелочки.
И мне казалось, что эти ангелочки – живые.
Потом смотрю на клирос: соседский дедушка – регент, Василий Иванович звали, бабушка Катя, они поют.
Но они показались мне какими-то другими, не то, что как дома я с ними общаюсь.

3Литургия закончилась, вышли с подносом собирать пожертвования.
И вот эти копеечки: цок-цок…
Я стою и думаю: "Вырасту – тоже буду собирать".
Вот у меня такое было желание.
И что ж ты думаешь! Когда уже наш храм открылся и был чернобыльский день, батюшка Александр сказал: "Валя, иди пособирай пожертвования", мне это так реально вспомнилось.
Думаю: "Ну надо же, чудны дела Твои, Господи! Сколько лет прошло!"

Когда пожертвование прошло, я вернулась к бабушке и тут вспомнила про пряники!
Я думаю: "Если бабушка оставила, значит, она их будет ещё каким-то ангелам их раздавать, понимаешь! Я их попробую хоть".
Я уже не думала, что мне что-нибудь достанется.
Прокусила платок с этими пряниками, и бабушка это увидела.
Она на меня очень строго посмотрела и покачала головой.
И я поняла, что сделала что-то вообще не то. Но для меня это было ещё полбеды, что она так посмотрела.
Когда она сказала: "Пойдём к батюшке. Наверное, ты сегодня не будешь причащаться", то тут уже эмоции попёрли.
Я начала плакать, а бабушка подвела меня к батюшке и что-то ему говорила.
Она мне ж тоже говорила: "То-то ему скажешь: что дралась с соседними ребятами, и обманула маму, не сделала то, и что сделала плохого…"
Но для меня это всё было не важно, я только плакала и говорила, что я ангельские пряники съела.
Батюшка меня к себе прижал – и я так помню его глаза добрые-добрые.
Он мне сказал: "Ничего, успокойся! Перед причастием не нужно кушать, а нужно потерпеть для Господа".
И вот это я так запомнила! Я причастилась.

Назад мы шли, уже было солнце, это была золотая осень.
Мне было очень радостно и спокойно. Дошли до зарослей ольхи.
А бабушки идут и молчат.
Я ж подошла до бабушки и говорю: "Бабушка, а что такое «Потерпеть для Господа»?"
Бабушка сказала: "Сейчас нужно молчать и молиться, а дома я тебе всё объясню".
Я, конечно, забегала вперёд, чтобы побыстрее бабушки шли, а она мне сказала: "Читай Отче наш", а Отче наш я уже знала.
Я начинала читать, но мысль о "Потерпеть для Господа" меня сбивала, я торопилась, чтобы побыстрее домой дойти.
А бабушки сначала возле той ольхи, а дальше был монастырский колодец.
В общем, водичку пошли пить, помню.
И бабушка каже: "Ой, тут такый подвижнык жил!" – "Бабушка, а хто такый «подвижнык»?" І де він?
Господи! Там нечиста сила, тут подвіжник! Коники – и коники ж в узелочку…
А бабушка опять говорит, что ты пей воду, а дома я тебе всё объясню.
Ну, мы воду попили, помню, та вода аж зубы звóдыла.
А такой источник – видно, была криница – тёмно-тёмно-синий, омут такой.
И такой бьющий, аж мел выбивает.
Монастырский колодец назывался, между Соколовкой и Ивицей.

Пришли мы домой. И баба Маня зашла. Бабушка пригласила её на обед.
Опять они стояли перед бабушкиною старинною иконою, молились – наверное благодарственные молитвы читали, я ж не знаю что.
Бабушка всех нас поставила, все мы втроём молились, потом бабушка пошла накрывать стол.
Я к ней пристаю с "Потерпи для Господа", а бабушка каже: "Терпи!"
А я: "Ну бабушка, а «потерпи» – что будет?"
Она: "Господь будет радоваться".

Обедать мне не хотелось, мне хотелось узнать, что такое "Потерпи для Господа".
А бабушки медленно кушали, потом опять молились – до обеда, после обеда.
Потом баба Маня ушла, думаю: "Слава Богу! Всё".
Говорю: «Ба, что такое "Потерпи для Господа"?»
А мне бабушка говорит: "Вот ты пряники эти хотела?"
Говорю: "Да". А потом говорю: "Бабушка, они ж для ангелов?" и объясняю, почему я их прокусила: что подумала, что это будет ещё тем ангелам, что где-то под куполом. И мне захотелось их попробовать.
А потом объясняю, что если бы бабушка сказала, что это для них, я бы не пробовала…
Короче: і я – не я, і хата не моя.
А бабушка мне говорит: "Нет, вот ты хотела пряники?" Говорю: "Хотела".
А она говорит: "Ты éсть хотела?"
Я опять ей объясняю, что хотелось попробовать, какие они, потому что ж отдадут ангелам.
Бабушка говорит: "Ну, ты же не съела их даже. Ты потерпела и Бог порадовался. И ты причастилась, соединилась со Христом".
Бабушка объясняла, что такое причастие, что такое соединиться со Христом: что Бог теперь со мной, Он всегда будет меня оберегать.

4Бабушка мне всегда говорила: "Не дерись, не дерись!"
Я говорю: "Бабушка, а если соседские мальчики будут первыми?"
Бабушка: "А ты просто скажи: «Господи, помоги мне и их помилуй
Вот так скажи. И вот маму обманывать не надо.
Мама сказала четыре рядка прополоть, а ты три прополола, а сказала, что четыре и бегом на улицу.
Это всё будет "Потерпеть для Господа" и Господь будет радоваться".
Вот так объяснила.
А пряники ж не ем. Вот не ем и думаю: "Буду терпеть для Господа!"
А бабушка говорит: «Теперь можешь скушать пряничек! Для ангелов мы отдали, это я тебе оставляла».
А я ж не ем. Ну, бабушка ничего не сказала.
До вечера так, а бабушка опять: «Теперь же можешь съесть пряничек».
А я: «Да нет, бабушка!» Бабушка заулыбалась, ничего не сказала.
Наутро ж в школу идти. Ну, я в школу прихожу.
В школе меня вызвали к доске и начали ругать, что я в церкви была.
А я учительницу любила, она такая хорошая!
Ругают, а я стою и думаю: «В церкви я такой поступок сделала, а меня не ругали.
Наоборот, меня ещё батюшка к себе прижал, по голове погладил, успокоил. А здесь вроде ничего плохого не сделала, а меня ругают
».

Ну, вот села на место и начала плакать, оттого, что мне стало жалко мою учительницу.
А на перемене я начала угощать своих подружек этими пряниками от ангелов.
У меня было три подружки, мы их разделили.
Они говорят: «Ой, откуда это?» –  «Из церкви! Там так хорошо, там такие ангелы, и вот пряники им нужно принести, но они остаются и для вас!» В общем, я так говорила, что они тоже захотели в церковь пойти.
А Валентина Васильевна подходит, подозвала меня, к себе прижала и погладила по голове.
Я думаю: "Боже, как Господь радуется, и я рада!"
Пришла домой, бабушке ж рассказываю, говорю: "Бабушка, меня Валентина Васильевна поругала, что я в церковь ходила".
А бабушка говорит: "Знаешь, ты на неё не обижайся. Сейчас такое сложное время, Господь всё управит! А за неё давай помолимся".
Всё мне это так запомнилось!
Пряники, что я прокусила, и вот это "потерпеть для Господа".
И так теперь в жизни.
Если что-то случается, думаю – надо потерпеть. Для Господа.

Воспоминаниями поделилась наша прихожанка,
р.Б. Валентина Гончарова


Корочанский район Белгородской области.

В 1960 году в этом храме в Соколовке служил дивный подвижник, впоследствии архимандрит Серафим (Тяпочкин).


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2023 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 14