Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 211 январь 2020 г. >> Особенности воспитания девиц (2)

Особенности воспитания девиц (2)


Читайте также:




 Под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

…Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом.
Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека.

«Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия». 

Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью.
Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и по- тому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно.
Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.

«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму.
В этом заключается кротость
» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов.

А преподобный Марк Подвижник отмечает, что
«кроткий по Богу премудрее премудрых».

Движения сердца кроткого человека подчинено его уму.
Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.

Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».

«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства.
Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд
(Пс. 24, 9), паче же на рассуждение».

Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души:
«Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».


Методы воспитания кротости

1. Метод примера. 
Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у неё этой добродетели.

2. Метод наставления.

• Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться».

• Учить девочек не раздражаться; 
«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется».

• Пресекать у девочек гнев;
«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения».

• Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.


О воспитании благопокорливого нрава

Что значит благопокорливый нрав?

«Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный».

«Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле.
Истинное богопочитание рождает истинную покорность
».



Основные методы воспитания благопокорливости:

1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)
Пример родительской покорности Божией воле.

2. Назидания:
• учить всё делать ради славы Божией. 
• наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться  
• учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия».
 
3. Метод внушения
• внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;


О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла».
«Страх Божий очищает от грехов».
«Страх Божий удерживает от зла и научает добру».


Основные методы воспитания страха Божия:

1. Метод примера: 
• примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.

2. Метод поучения: 
• беседы о свойствах Божиих  
• беседы о сущности понятия «страх Божий».

Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха:

«один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви.
Например, кто исполняет волю Божию  по страху мук, тот, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания.
Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему.
Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом.
Сей-то имеет истинную  любовь, которую святой называет совершенной.
 И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её.
И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх
». 



3. Метод наставления 
• Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал:
«Должно всегда иметь Бога пред собою.
Предзрех Господа предо мною выну
»


• удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его)
• исполнять заповеди Божии, делать все по совести
• иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений.


4. Метод предостережения.
• учить избегать дерзости, так как она
«изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»

Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п.

• говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов.

 

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 25