Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 213 март 2020 г. >> Евгений Поселянин. О посте и милостыне

Евгений Поселянин. О посте и милостыне


Читайте также:


Евгений Поселянин

Великий пост
Если христиане поставили себе образцом, к которому надо стремиться, по которому надо устраивать свою жизнь Иисуса Христа, то все действия Христовы на земле имеют для христиан особое значение и этим действиям, по возможности, дóлжно подражать.

Христос постился, постился необыкновенным образом.
В течение сорока дней, приступая к делу Своей проповеди, Христос в Иорданской пустыне ничего не вкушал.
И пост, прежде всего, является подражанием этому первоначальному труду Христову, предпринятому Им на первых шагах Своего спасительного для нас дела.

Тело и дух являются двумя противниками, находящимися в постоянной между собою борьбе, и задача всякого человека – подчинить движения тела руководству и воле духа.
Пост, как средство закаливать волю, ограничение себя в пище и в наслаждениях, знали вообще высшие народности и лучшие люди в этих народностях.
Когда Александру Великому, томившемуся со своим войском жаждою в безводной местности, принесли в шлеме немного мутной воды, и он, не желая насытить свою жажду, тогда как войско его должно было продолжаться томиться ею, вылил эту воду, с таким трудом добытую, на землю – он тогда показал замечательный пример поста.

Когда философ равнодушно проходил мимо пира знатного римлянина, равнодушно слушал звуки музыки расслабляющей, к неге зовущей музыки, равнодушно видел венки ярких и благоухающих цветов, украшающих головы пирующих, равнодушно смотрел на этот широкий размах блеска и роскоши и спокойно удалялся в своё жилище – он совершал в это время подвиг поста.
Выступление Христа на проповедь было предварено появлением проповедника Иоанна Крестителя, который был величайшим постником.
…Пример Христа и Иоанна Предтечи нашёл себе горячих последователей в христианстве, и, по сравнению с ликующим язычеством, христианство первых веков должно было представляться каким-то общим жизненным постом.
Вместо прежних тонких одежд, великолепных драгоценных украшений христиане одевались скромно, просто. Дорогую обстановку у себя выводили, вместо пиров для знати устраивали трапезы любви для нуждающихся. Скромные в слове, целомудренные в жизни, они не смели роскошествовать на той земле, где понёс бедственную жизнь их Бог, и, вступив на путь самоотречения, всё более и более жали себя, доходя до жестокости над собою.
* * *
Великий пост…Хотя о христианской милостыне уместнее всего говорить в отделе о христианских добродетелях, о ней будет сказано сейчас для того, чтобы сблизить её в мыслях читателей с постом.
В самом деле, она весьма близко подходит к посту, потому что в большинстве случаев она предполагает известное лишение себя на пользу другого.

Высокая милостыня будет не та, когда у вас лежат большие капиталы в банке и когда ваш кошелёк набит золотом, а вы пренебрежительно протягиваете нищему копейку. Высокая милостыня есть та, когда, делая усилие над собою, иногда очень большое, лишают себя чего-нибудь для себя приятного, а иногда даже и необходимого, для того, чтобы помочь другому в беде. Величайшая из милостыней, которую может подать человек человеку, – это отдача жизни.
Мне пришлось видеть однажды в одной очень богатой семье с большим положением проявление такой милостыни с некоторым понуждением себя, с принесением некоторой жертвы. В городе была блестящая свадьба, на которую были приглашены как особенно желанные гостьи мать с дочерью.

"Маруся не поедет на свадьбу, – сказала как-то мать, – она только что наткнулась на бедную семью, которая требует большой денежной поддержки. Мы в трауре, и Марусе надо было бы сшить себе новое платье. Она находит, что будет гораздо лучше, если вся цена платья целиком пойдёт этой бедной семье". – "Как, – сказал я, – я недавно видел Марию Михайловну на свадьбе в белом…" – "Да, но это было до нашего траура, и платье было шёлковое, а теперь она должна сшить шерстяное. Она и решила на свадьбу не ехать, что для неё составляет некоторое лишение, и употребить эти деньги на бедных".

В большей или меньшей мере истинная милостыня всегда соединена с таким лишением. Конечно, лучше подавать копейку, чем ничего не подавать. Но такая лёгкая для себя милостыня похожа на то, как если бы кто распорядился отдавать бедным свои объедки, никогда не приготовив для нуждающихся особой трапезы как для дорогих гостей, что заповедовал людям Христос. И как такая милостыня далека от той великой бережности, от тех изощрений любви, в которых проходила жизнь настоящих христианских милостивцев. Христианство зна- ет потрясающие образы милосердия: праведный Филарет и Иоанн, патриарх Александрийский, получили в память милосердия своего название Милостивых.

…Однажды святому Иоанну доложили, что в толпе, ждущей милостыни, стоят не только бедные, но и хорошо одетые – по-видимому, состоятельные люди.

"Если вы рабы Христовы, – сказал патриарх, – то вы подавайте, как повелел Христос, невзирая на лица, не спрашивая о жизни тех, кому вы даёте. Знайте, что мы отдаём не своё, а Христово. Я верю, что, если со всей вселенной сошлись бы убогие в Александрию, чтобы получить от нас милостыню, то и тогда не оскудеет наше церковное имущество".

Великое милосердие Иоанна было внушено ему чудным видением, которое было ему на шестнадцатом году его жизни и о котором он любил вспоминать. Тога он видел во сне прекрасную девицу, и девица сказала ему: "Я старшая дочь великого Царя, я первая среди дочерей Его. Если ты будешь служить мне, то я испрошу от Царя великую благодать тебе и приведу тебя перед лицо Его. Никто у Него не имеет такой силы и дерзновения, как я. Я низвела Бога с неба на землю. Я Бога облекла в плоть человеческую для спасения людей".
Рассказывая об этом сне, Иоанн говорил: "В образе этой девицы тогда являлось мне милосердие. На голове её был венец, и о том, кто она, свидетельствуют её слова о том, что Христос, побуждаемый лишь милосердием к людям, воплотился для нас, избавил нас от вечной муки.
И кто желает обрести у Бога милость, тот должен иметь милосердие
".

 

 

Из книги «Идеалы христианской жизни»

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 15