Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 214 апрель 2020 г. >> Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы
Читайте также:

 


Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа.
Даже «птица гнезда не свивает в этот день» — говаривали наши благочестивые предки.
В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира.
«Радуйся, Благодатная», — приветствовал Её Ангел, и эти слова были, в сущности, первой доброй, «благой» вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения.
С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.


Событие Благовещения


О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (стихи 26-38).

В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Архангел Гавриил был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обручённой мужу по имени Иосиф.

Следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: «К деве, вышедшей замуж», но к «обрученной мужу» потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности.

Древнее предание объясняет, почему это так получилось.
Ещё до рождения Марии, Её родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребёнка, посвятить его на служение Богу.
Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария.
Когда Марии миновало три года, родители отдали Её на воспитание при Иерусалимском храме.
Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак.
Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж.
Однако, Её родители уже умерли за несколько лет до этого.

Первосвященник, зная об Её обете девства и желая Ей помочь осуществить Своё намерение, формально обручил Марию Её престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью — Иосифу.
Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство.
Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт.
13:55-56).
Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу.
Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Её:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
«Благодатная» — значит обретшая особую любовь и благоволение Божие.
Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их.
Успокаивая Её, Ангел предсказывает Марии о рождении от Неё Сына, Который будет велик и назовётся Сыном Всевышнего.
Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия.
Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале — как общества, стремящегося жить по воле Божией.

После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя.

К таким принадлежали Дева Мария и Её родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи.
Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство.
В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?»
Ангел успокаивает Её, объясняя, что Её обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа.
Здесь бессеменное зачатие произведёт Дух Святой, действием Которого «Сила Всевышнего осенит Её,» то есть Сам Сын Божий сойдёт в Её утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, наподобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15 ).

Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию.
Ведь для Бога нет ничего невозможного.
Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила:
«Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека.
Нравственная свобода — это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром.
Без неё мы были бы чем-то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться.
Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (дьявол же стремится лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека: сначала нравственно, а потом и физически).

Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Её, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошёл в девическую утробу и, не испепелив её, принял от неё человеческую природу, состоящую из тела и разумной души.
Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца до дня Его рождения в Вифлееме.

По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы.
Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе.


Значение Благовещения


В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своём чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14).
В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола.
Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно — тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16).
В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «Спасения нашего главизну» — т.е.
начало нашего спасения.

Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи.
В этот день наш мир принёс Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию.

Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа.
В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев:
«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение
».
«Славу Богу» — несла в своём сердце Дева Мария и — «мир земле» за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой «рассудительностью» (или «рассуждением»).
Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресвятой Девой Марией праведной Елизаветы.
Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, ещё не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы.
В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего», и затем прибавляет — «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» (Лк.
1:43).
Здесь праведная Елизавета начала своё приветствие теми же словами, какими закончил своё приветствие Архангел Гавриил.
Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме:
«Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших».


Благовещение Пресвятой Богородицы Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе «Умиление».
На ней Дева Мария — без Младенца, со скрещёнными руками на груди и со словами вокруг нимба: «Радуйся, Невесто неневестная».
Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было — «Радуйся».
И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной радости!
Радости по поводу примирения с Богом и возвращённой на землю благодати.

Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.
По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

Александр Сергеевич Пушкин, отпустив птицу, написал:
      Я стал доступен утешению —
зачем на Бога мне роптать;
когда хоть одному творенью
я мог свободу даровать!
И другой поэт, современник Пушкина В.И.Туманский, сказал так:
Она исчезла, утопая
в сиянии голубого дня;
и так запела, улетая,
как бы молилась за меня.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии духовенство и дети выпускают на волю птиц.
Этот обычай был возрождён в 1995 г.
и теперь совершается во многих храмах.
По слову Святейшего Патриарха Кирилла, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия».

По материалам Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 180