Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 214 апрель 2020 г. >> Светлая седмица: А что у нас за Воскресением?

Светлая седмица: А что у нас за Воскресением?

Христос воскресе!
Читайте также:


Несколько раз в году Церковь предписывает своим чадам отменять пост в среду и пятницу.
Первый мясоед в астрономическом году – это время после Рождества Христова.
Радость о родившемся Богомладенце отменяет всякую скорбь и отражается на особо праздничных трапезах.
Это – Святки (7–18 января н.ст.).
Великому посту предшествуют подготовительные недели, когда постепенно наш стол становится всё более ограниченным: в Седмица о мытаре и фарисее мясо вкушается, а на Сырной уже исключается.
После Пятидесятницы (Троицы) перед летним постом свв. апп. Петра и Павла следует Троицкая седмица.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Светлая седмица: А что у нас за Воскресением?

В самый день Пасхи мы слышим за богослужением евангельские слова:
В начале было Слово… И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его…
(Ин., 1:1-14).
И в последующие дни пасхальной Светлой седмицы Церковь предлагает нам обильную духовную пищу, утверждая нас в основных понятиях о христианской духовной жизни.

     Всю Светлую седмицу богослужения в храмах проходят по пасхальному чину.
Православные христиане, достойно прошедшие Страстную седмицу, молившиеся на богослужениях Страстного Четверга и Страстной Пятницы, а также причастившиеся на Пасхальной Литургии в воскресенье, могут приступать без поста и исповеди (!) к Таинству Причастия всю Светлую седмицу.
Правило к Причастию в данном случае заменяется лёгким и радостным чтением Пасхальных часов, которые есть в каждом обычном молитвослове!

В Понедельник Светлой седмицы мы приходим в храм и слышим в Евангелии:
Бога не видел никто и никогда
… (Ин., 1:18).
Чем не ответ атеистам, утверждающим, что Бога нет лишь потому, что Его никто и никогда не видел? Только Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил (Ин., 1:18) всем Бога, так как, став Человеком, по-прежнему был Богом, и при этом обитал среди нас.

     Наступает Светлый Вторник, и перед нами открывается картина душевного смятения апостолов после крестной смерти Христа.
Потеряв былую веру, двое из них идут из Иерусалима в расположенное неподалеку селение Еммаус, обсуждая слухи о воскресении Христовом, в которое они не могут поверить...
И Сам Христос, сперва не узнанный ими, является им на пути и укрепляет их в вере.

     В Среду мы узнаем об обращении ко Христу первых Его последователей.
Это не то призвание Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, о котором рассказывают евангелисты Матфей и Лука.
Мы слышим рассказ Иоанна Богослова о его первой встрече со Христом, которая была задолго до его призвания к апостольству.

     Но ради чего все это? Для чего нужно быть Христовым учеником?
Зачем мы верим в Христово воскресение? Для чего Христос обитал среди нас?
Он Сам отвечает на эти вопросы в беседе с Никодимом, о которой мы слышим в Светлый Четверг:
Должно вам родиться свыше… Кто не родится от Воды и Духа, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух
(Ин., 3:7, 5:6).
     Но плоть желает одного, а духу нужно другое.

В этом мы ещё раз убеждаемся на примере изгнания Христом торгующих из храма, о чем говорится и в Евангелии, читаемом за литургией в Светлую Пятницу.
     И, наконец, наступает Суббота – последний день Светлой седмицы.
В этот день мы получаем в церкви частицу Артоса – освящённого в Пасхальную ночь хлеба, который все эти дни хранится в храме возле самого алтаря, и слышим слова Иоанна Крестителя о том, что Христу, о Котором Иоанн засвидетельствовал, надлежит расти, т.е. приобретать новых и новых учеников, а ему, Иоанну, надлежит умаляться, т.е.
отойти в сторону.
Так и нам нужно уметь отойти в сторону, не пытаясь заменить или дополнить собой Христа для тех, кто уверовал или укрепился в вере в Него по нашему слову.

     Не поверю, пока не увижу (Ин., 20:25), – говорит апостол Фома ученикам, которым воскресший Христос явился в его отсутствие.
И в первое воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает явление Господа ученикам, собранным вместе с Фомой, которому было сказано: Ты поверил потому, что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин., 20:29).

    Через день после этого – Радоница.
По завершении пасхальной Светлой седмицы мы впервые особо собираемся, чтобы помянуть всех прежде усопших православных христиан, включая и наших умерших родных и близких.

     Впереди – ещё четыре воскресных дня, в продолжении которых мы слышим другие назидательные чтения из Евангелия.
О святых жёнах-мироносицах, с риском для себя пришедших ко Гробу, чтобы воздать последние погребальные почести мёртвому телу Христа, и первыми узнавшими о Его воскресении (этот день является «православным женским днём»).

      О том, как расслабленный ожидал исцеления 38 лет, не изнемог в вере и был исцелен Господом Иисусом Христом у Овчей купели, о самарянке, которая, уверовав во Христа, оставила в жаркий южный полдень свои водоносы, чтобы рассказать о Нем жителям своего города, и о слепорожденном, проявившем удивительное мужество, отстаивая свою веру в Него перед Его врагами после того, как Христос исцелил его от слепоты.

     Наконец, в среду Отдания Пасхи, мы в последний раз в этом году становимся участниками пасхального богослужения.
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света – слышим мы в этот день слова Господа в евангельском чтении.
Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин., 12:26-46).


Прот. Святослав Зулин, Томск


     Самая главная, древняя традиция, которая заложена самим Уставом Церкви, – это ежедневное во время Светлой седмицы посещение храма.

Духовный смысл этой традиции в том, чтобы напитаться радостью.

Это ведь можно делать не только в ночь Христова Воскресения.
Пасхальная служба совершается потом в каждый из дней Светлой седмицы.
И наша сердечная боль в том, что очень малое число прихожан в Светлую седмицу бывает в храмах.
Богослужения проводятся при полупустых или пустых храмах.
Весь пост они полны народа.
Люди плачут о грехах, а выйдя из поста, покидают церковь.

Как же выходить из него по-христиански? Так, чтобы не расплескать пасхальную радость до следующей Пасхи?

Если говорить о желудочной стороне вопроса, то есть такая древняя традиция, о которой я сам только недавно услышал.
Прежде православный человек первые три дня вкушал только то, что связано с пасхальной трапезой, – яйца, кулич, пасху, и только на третий день позволял себе мясо.
И тогда тело прекрасно, без скорбей выходило из поста.

Особый вопрос – злоупотребление спиртным в праздник.
Здесь нужно отдавать себе отчёт, что, по большому счету, если радость Пасхи по-настоящему почувствовал, то никаких других способов увеселения тебе уже и не надо.
Вино же нужно не для увеселения.
Даже в пост Церковь позволяет и даже предписывает понемногу употреблять, но – для подкрепления сил.
Вот что можно сказать об искушениях праздничного стола.
 
     Но неправильно и продолжать пост, как делают иные.
Нужно жить одной жизнью с Церковью: плакать, когда она плачет, радоваться, когда она радуется.
Нельзя рассматривать пост как индивидуальное дело.
И, конечно, он должен иметь конец.
Если же пост рассматривать как воздержание от греха и зла, то в этом смысле продолжать его нужно в течение всего года.

Иерей Сергий Мельников 

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 13