Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 216 июнь 2020 г. >> Особенности воспитания девиц (3)

Особенности воспитания девиц (3)


Читайте также:




Из книги «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»

 Под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова

Основные методы воспитания страха Божия (продолжение)

 Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.

«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах.
<…> Если так образуете дочь вашу, то спасёте не только её, но и мужа, и не одних детей, но и внуков
».


Какого человека называют скромным?
«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный.
Приучить себя надо к скромному образу мысли
».
«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».


Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.

Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?
«Одежда ещё в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.

«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу».

Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.

Важной особенностью женской природы, является стыдливость, которая, по определению святых отцов, является «прирождённым стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты». 
Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.

Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.

Правила сохранения стыдливости:
  • избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают;
  • следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями;
  • удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров;
  • удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.

О целомудрии девочек

 Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей».

«Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами». 
Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения.

«Целомудрию содействует благодать Духа...
где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос
».

Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями.

«Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу».
 
Таким образом, целомудрие (целостность ума) является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины.

Более того,  целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души.
В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека.
Это проявляется и во внешнем облике.
Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более  важно и заметно это в самом человеке.
«Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный».
Более того:
«Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства». 
Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия.

Святитель Иоанн Златоуст наставляет:
«Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живёт в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью.
Чистым сохраним тело – храм Духа
; ...
"если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (1 Кор. 3, 17)». 

Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия.
Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства.

Можно, сохраняя  телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помрачённого ума, повреждённой воли:
«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте.
Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия
».

«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души».

Авва Геронтий


«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем». 

С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия.
Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие».

«…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…».

 Святой Амвросий Медиоланский пишет:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности». 

Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины.
Потеря целомудрия не даром называется падением:
«Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением».
Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю.
«Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие своё с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад:
«Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть». 

Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия.
Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей.
Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом.
Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает:
«Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся.
Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной
».

Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует  состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать.

Каким образом?
«Заповедано хранить целомудрие: во взглядах; в речах; в сердце».
В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия. 
Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.
Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение,  празднословие, тщеславие.
Всё это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление. 

Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью  трудов девичьих наставников?
Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности». 
Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так:
«Семейная жизнь потечёт светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое». 

В процессе девического воспитания нужно учитывать определённую способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.

под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 198