Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 217 июль 2020 г. >> Особенности воспитания девиц (4, окончание)

Особенности воспитания девиц (4, окончание)


Читайте также:




Из книги «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»


 Под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова

 В процессе девического воспитания нужно учитывать определённую способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.


Влияние на детей

 «Женщина самому зародышу ребёнка передаёт кроткие свои склонности и расположения.
По её благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей». 

Ярким примером влияния благочестия женщины на её детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий.
Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми.
«Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем жёнам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте». 
«Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».
«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом». 


 Влияние на мужчин

 Особое влияние женщины имеют и на мужчин.
Старец Порфирий  отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».
Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению.

Это подтверждает множество примеров.
Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере.

Поэтому святой апостол Пётр даёт женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении!
«Каждое её слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней….
В благочестивой и целомудренной женщине всё привлекательно, всё прекрасно, всё назидательно
». 
Женщина высоконравственная облагораживает мужчин.
«Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».


 Влияние на общество 

Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением.
«Даже язычники не упускали этого из вида.
Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей.
И такое воспитание девочек произвело переворот в республике.
И образовало женщин с необычайной твёрдостью, даже геройством духа.
Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины
».
 Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христи-
анства!

Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей». 
 «Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению».

По этой же схеме происходят события и в современном мире.

 Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные». 
Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: "Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу".
 Основные правила воспитания девочек
 1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры.
Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления. 
2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия. 
3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.
4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.
5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.
6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду).
«Одеяние <...> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» (Сир.
19, 27). 
7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия.
Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.
8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.

В рассказе В.И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведёнными средствами.
9.  Приучать девочку с детства заботиться о ближних. 
10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых. 
Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми.

Что же составляет счастье девиц?
Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах.

Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям:
«Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию.
Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их.
Положите же для себя правилом — воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков.
Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия
».


под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 14