Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 218 август 2020 г. >> 22 августа 2020 г – 20 лет со дня преставления схиархимандрита Серафима (Собоблева)

22 августа 2020 г – 20 лет со дня преставления схиархимандрита Серафима (Собоблева)

 

"В духовной жизни нет остановки.
Есть или восхождение, или падение вниз
"
схиархим.
Серафим (Соболев)

 

Сергей Герук, 2007 г.

Троещина… Когда-то тут простирались вольготные плодородные земли, с XVI века принадлежащие Троицкому больничному монастырю Киево-Печерской лавры.
Потом на месте этом возникло село Троещина, а когда Киев в послевоенные годы ХХ столетия перешагнул новостройками на левый берег Днепра, здесь возник крупный жилой массив.
Впрочем, старые избы села Троещины каким-то чудом сохранились на нескольких улочках и по-прежнему жмутся к уютному и живописному Троицкому храму Свято-Духовского скита Киево-Печерской лавры.
Чуть дальше, на возвышенности, синими куполами взметнулся к небу новый Свято-Троицкий собор – первый храм, возведённый после почти столетия атеистической войны, которую вело бывшее тоталитарное государство.
Не все жители огромного массива знают о том, что возникновением своим и скит, и собор обязаны многолетним трудам удивительного человека – схиархимандрита Серафимf.
Постника, молитвенника, любвеобильного пастыря, талантливого церковного композитора, иконописца, строителя храмов.
Отец Серафим 58 лет свидетельствовал об истине Христовой всем окружавшим его.
Человек-эпоха
Потомок рода дворян Соболевых Леонид Аркадьевич Соболев родился в революционном 1917 году в Киеве, жил на старинной улице Трехсвятительской, помнил, как сбрасывали колокол с колокольни Софии Киевской, как осколки летели до Крещатика и люди со слезами собирали их – осколки убиваемой веры.
Не раз рассказывал старец о том, как по булыжным мостовым в ночной тишине шныряли черные воронки, увозя врагов революции на Лукьяновку, как закрыли, а потом взорвали Михайловский собор, как монахи частью перешли молиться в его с детства любимую Трехсвятительскую церковь, как закрыли, а потом взорвали и эту церковь, где он с детства прислуживал в алтаре, как старенький настоятель отец Николай служил последнюю литургию и со слезами обходил обреч`нный на смерть храм, целуя намоленные стены и древний иконостас.
Он помнил также, как в 1941-м его мать Евдокия Соболева, учительница музыки киевской средней школы № 6, в один из первых дней войны получила сразу две похоронки – на младшего сына Володю и мужа Аркадия, как, почернев лицом, осеняла Леонида крестом перед его уходом на фронт, который приближался к Киеву, и как, отыскав его вскоре с тяжёлыми ранениями в позвоночник и голову в киевском военном госпитале № 408, услыхала приговор врачей: «И этот сын жить не будет».
«А я тогда лежал при смерти и повторял про себя: “Господи! Если Тебе угодно, дай мне пожить ещё на земле.
И я буду служить Тебе
”, – рассказывал позднее старец.
И, к удивлению врачей, раны стали заживать, но калекой я остался.
В военкомате дали мне документ, что я не годен ни к какой службе, и вскоре, через год, принял я сан диакона».
Одна удивительная деталь.
Бой за оборону Киева, в котором получил тяжёлое ранение молодой лейтенант Леонид Соболев, проходил в районе Жулян 1 августа 1941 года – в день памяти Серафима Саровского.
Именно этим именем в честь великого угодника Божьего нарекут его через 59 лет, за год до кончины, при постриге в великую схиму.
А при постриге в монашество Леонида Соболева назвали Пименом, в память угодника Киево-Печерского Пимена Многоболезненного.
Таков был его крест – нести бремя болезней всю жизнь.
Волею Божьей, а не по своему хотению, вступил он на духовный путь.
Его мать, Евдокия Соболева, живя строго и благочестиво, перед смертью в 1974 году тоже приняла монашеский постриг с именем Елисавета.
Скончалась она в первый день Пасхи и соборно была отпета во Флоровском монастыре.
Сохранилась записная книжечка отца Серафима, в которой есть такая запись: «Вечером в Великую субботу, в 20 часов, я уехал в село, где служил.
Ночью маме было плохо.
В первый день святой Пасхи, 14 апреля 1974 года, в 8 утра, я маму причастил (она не разговаривала) и прочитал канон Божией Матери на исход души.
В 8.30 мама скончалась.
На второй день Пасхи после обедни маму перенесли и поставили посреди храма Флоровского монастыря.
Из храма провожал маму отец Трифилий, по дороге читал Евангелие, служили литии.
На Зверинецком кладбище нас встретило множество людей, которые пришли заранее.
Я и отец Херувим в белых облачениях шли с певчими, пели пасхальные песнопения и читали воскресные Евангелия.
Во время чтения Евангелия гроб держали на руках.
Возле могилы служили чин погребения с заупокойными ектениями.
После отпуста гроб опустили в могилу.
По завещанию мамы в гробу было положено множество собранных её руками васильков, которыми украшали напрестольный крест на праздники».
Церковный строитель
История строительства храмов (старого, построенного в 1960-е годы, и нового, построенного в 1997 году) заслуживает отдельного рассказа.
В ней много чудесного и удивительного.
Первый взнос необходимых для строительства старого храма денег сделал сам батюшка, продав свою квартиру.
А когда Троещина стала густонаселенным «спальным» районом и в старом Троицком храме стало тесно, отец Серафим стал хлопотать о строительстве большого нового собора.
С собором у старца были связаны большие радости и большие скорби.
Радости – потому что в невероятно короткий срок поднялся ввысь гигантский собор в честь святой Троицы, как бы засвидетельствовав конец безбожному времени и начало духовного возрождения святого града Киева и всего государства.
Скорби – потому что из-за внутрицерковных неурядиц пришлось оставить настоятельство в новом соборе и вернуться служить в старый Троицкий храм.
Впрочем, старец не раз повторял, что и в этом была воля Божия.
Потому что решено было при храме создать небольшой монастырь – скит, где подвизались бы монахи и наиболее ревностные прихожане.
Отец Серафим часто говорил, что и сто новых храмов не заменят одного монастыря.
Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Владимир издал указ и благословил отца Серафима быть скитоначальником.
И братия подобралась, среди которой особенно выделялся молодой иеромонах Филарет, смиренный, молитвенный, рассудительный.
Старец радовался: есть на кого оставить скит.
Подвижнический образ жизни, бессребреничество (отец Серафим деньги даже не брал в руки, шутил: «Они кусаются»), многолетний подвиг строгого поста (не употреблял рыбу, яйца и молочные продукты) и безмерная любовь к людям – таков был старец.

Он видел сердца людей.
Если на исповедь приходил человек с ожесточённым сердцем, не желавший искренне каяться, ждавший лишь формального «отпущения грехов», старец мог его запросто прогнать.

А если старец видел, что пришедший переживает содеянное, то и мог обнять такого, пригласить к себе, угостить, чем может.

Он, очевидно, предвидел, что после его смерти скит может быть временно закрыт.
И очень скорбел об этом.
Поэтому и распорядился похоронить себя возле своего любимого старого храма, и сам указал место.
«Вот так, в тревогах, кончается моя жизнь, – сетовал старец перед смертью.
Я только одного хочу: чтоб после моей смерти не закрыли наш монастырёк.
А то не будет мне покоя там
…»

Умер схиархимандрит Серафим, как и его небесный покровитель преподобный Серафим Саровский, в молитве.
Он долго не покидал в тот день, 22 августа 2000 года, храм после литургии.
Ему стало плохо с сердцем, и прихожане вызвали «скорую».
Но старец сказал: «Не хочу в больницу, хочу умереть в храме».
Врачи настояли на госпитализации.Но уже за воротами скита старец отдал Богу душу.

Сказывают, что во время погребения отца Серафима несколько икон в храме обновилось.
Особенно сияла икона Воскресения Христова, как бы свидетельствуя о том, что батюшка нашел у Господа особенное благоволение, о том, что еще один праведник воссиял в Царстве Небесном.

Так и сказал, обращаясь к нему, у могилы епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим, который и при жизни старца очень почитал его:
«Моли Бога о нас, отче Серафиме!»


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 18