Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 220 октябрь 2020 г. >> Светлой памяти Нины Павловой

Светлой памяти Нины Павловой

Читайте также:

25 октября 2015 года в день памяти Калужской иконы Божьей Матери, на следующий день после собора Оптинских старцев отошла ко Господу Нина Александровна Павлова.

Не менее пяти раз переиздавалась её книга «Пасха красная», поведавшая всем нам об убиенных сатанистом оптинских монахах.

Два года назад, на двадцатилетие  их мученической кончины (написано в 2015 – прим.
ред.
),  в проповеди после панихиды было сказано, что только Господь знает, сколько сотен тысяч людей привела к Господу и Его Святой Церкви эта книга.

Без малого 30 лет прожила Нина Александровна близ Оптиной.

Ею написано множество прекрасных  рассказов: сборник «Михайлов день», подборки рассказов в разных изданиях, публикации на Православии.ру  – широко известны и любимы.

Уроженка Алтайского края (родилась в основанном Столыпиным Славгороде), она закончила журфак МГУ,  работала в «Комсомольской правде», стала известным драматургом (пьесы «Вагончик», «Пятое время года»).

А потом – удалилась от этой светской известности в деревянный дом близ Оптиной.
Но обрела неисчисляемые  благодарность  и любовь православных людей.
Нина Александровна простым ясным слогом  писала не только о великих – о старцах, о святых, о патриархах.
Советуя, как лучше писать об одном из новомучеников, писала молодому автору:
«У нас о святых пишут в безвоздушном пространстве, а надо бы — портрет на фоне эпохи».
Многие страницы светлой павловской  прозы посвящены простым людям, историям их падений и покаяний, а также и животным – птицам, кошкам, лошадям, собакам…   

Одному  из интервьюеров Нины Александровны удалось афористически точно сказать о её творчестве: «в нём –  сочетание внутренней свободы с подлинной церковностью, о котором мечтает каждый пишущий о православии».

Козельское общество русских литераторов не раз приглашало Нину Александровну на литературные вечера, на дни Православной книги.
Ссылаясь на нездоровье, она отказывалась от встреч, но живо интересовалась нашей деятельностью, читала наши альманахи.
По телефону общалась – как с добрыми знакомыми, давала советы и даже рекомендовала некоторых наших авторов для публикации своему издателю.

15 сентября, в день Калужской иконы Божьей Матери мне сказали о том, что Н.А.Павлова  тяжело, смертельно больна.
Позвонила ей, поздравила с нашей святыней – и прямо спросила, насколько верны слухи о её тяжёлом  состоянии.
Спокойно и прямо Нина Александровна ответила: «Да, у меня онкология четвёртой степени.
Врачи дают мне не больше полугода
».
Обещала, что как-нибудь  позволит  посетить её.

А вчера – тоже память Калужской иконы.
Решилась позвонить, поздравить. Трубку снял сын.
Сказал – что мама очень слаба, говорить не станет.
Сказал – передаст ей наши слова.
Простые слова: «Благодарим, любим, кланяемся, уповаем!» Это было в середине дня.
А к вечеру появились сообщения о кончине.

В последний год, когда тяжкий недуг уже пришёл к ней – Нина Александровна  стала писать  о таинстве ухода из этого мира, о том, как встречали смерть её знакомые и те подвижники, о которых она собирала сведения.
В марте этого года на Православии.ру появились  «Трижды бывает дивен человек» (Шесть историй о таинстве смерти) 
А сегодня  там же – её крохотный рассказик «Убедительная просьба» – по сути о том, что памятование о смерти близких – это призыв любить их безоговорочно и терпеливо, по христиански.
Т. е. так, как это умела она сама – помогавшая, понимавшая, прощавшая, принимавшая…

Э. Горохова



Из интервью с Ниной Александровной

Как вы относитесь к православной художественной литературе?
– Очень люблю рассказы священника Ярослава Шипова и с большим пиететом отношусь к творчеству архимандрита Тихона (Шевкунова).
Можно назвать и иные имена, но их немного.

Остальное – это какая-то полулитература с «православными ёжиками» и с такими стандартными персонажами, будто их наштамповали из розовой пластмассы и при этом по одному образцу.
Написаны такие рассказы в жанре умиления и обычно по такой схеме: жил человек без Бога, и жил скверно.

А пришёл в Церковь и сразу стал таким добродетельным, что уже ангельские крылья растут.
Но ведь в жизни так не бывает.
И каждый хотя бы по личному опыту знает, что после обращения начинается порой весьма жестокая духовная брань.
И чем ближе мы к Богу, тем яростней брань.
Мы воины Христовы, и мы – люди этой духовной войны.

А в бесконфликтной литературе человек погружается в тот уютный розовый мир, где не надо думать и мучиться в борьбе со своими страстями.
И зачем какая-то духовная брань, если мы уже победили?

Между тем, авторы таких рассказов, как правило, достойные люди и даже своего рода борцы, убеждённые, что они призваны защищать Церковь от нападок неверующих «критиканов», пусть даже ценой лакировки действительности и якобы «благочестивой» лжи.
К сожалению, иные из таких рассказов «православны» лишь по названию, а на деле в них дышит дух протестантизма.
Протестантизм рационален по своей природе и обращён прежде всего к разуму человека, ибо главное – это знание.
И если, следуя этой логике, просветить человечество, и люди узнают о заповеди «Не убий», то войны, естественно прекратятся.

В Православии всё иное.
Господь ждёт от нас искренней сыновней любви и как любящий Отец призывает: «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч.23:26).
А вот с сердцем проблемы, начавшиеся давно и не только у нас.
Помните, как после революции Бунин писал, что большевики уничтожили чувствительность?
А у Андрея Вознесенского есть горькие строки: «Нам вырезали стыд, как аппендицит».
И кого тут винить, если современный мир порою так деформирует личность, что иные искренне не понимают, почему надо страшиться пошлости и стыдиться лжи?

Но ведь «православные ёжики» и розовые идиллии как раз отвращают людей от Церкви.
– Согласна, отвращают.
А только спрос на такую литературу есть.
Однажды в иконной лавке юный продавец вдруг пожаловался мне на «особо благочестивых тёток», – это он так выразился, – которым слова поперёк не скажи, сожрут.
Именно они, пояснил продавец, раскупают «розовую» литературу, помогающую им утвердиться в мысли, что только они, посещающие церковь, живут «правильно», и они намного достойней других.
Фарисей ведь никуда не ушёл из Церкви, – и он присутствует в рассказах Марии (Сараджишвили – прим.
ред
).

Кстати, именно такие «особо добродетельные» люди любят говорить о последних временах.
Но ведь Антихрист это не тот, кто открыто выступает против Христа, – это тот, кто ВМЕСТО Христа.
Нет ничего опасней той подмены, когда Христа и вечно живое Православие вытесняет набор убогих, пошлых и выхолощенных понятий.
От такой подмены выгорает душа.

Последний рассказ Н.А.Павловой «УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА»

Проводила мама сына на учёбу в семинарию.
Молится о нём, любит, тоскует и говорит о своём одиночестве так:
«Сегодня зашла в комнату сына, а разбросанных вещей там уже нет».
Помолчала и снова вздохнула: «Как же грустно, когда в доме идеальный порядок».

Стоим мы с этой мамой на остановке, ждём маршрутку.
А рядом две женщины говорят о своих домашних:
«За мужиками — сплошная уборка! Вот, мой балбес: шестнадцать лет парню — а до сих пор бросает свои вещи, где ни попадя».
«Мой муж ещё хуже. Так расшвыряет свои носки, что потом их вместе не соберёшь».

«Убедительная просьба, — обратилась к ним мама семинариста, — не ругайте своих сыновей и
мужей.
Хуже, поверьте, тот идеальный порядок, когда вещи разбрасывать некому».



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 16