Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 221 ноябрь 2020 г. >> Церковный устав. Обедница (изобразительны)

Церковный устав. Обедница (изобразительны)

Читайте также:


Несколько последних месяцев привычные богослужения в нашем храме были дополнены службой, которую обычно совершают во время Великого поста в составе утреннего постового чинопоследования: после 9-го часа перед литургией, совмещённой с вечерней.
Это богослужение называется изобразительны или обедница.
Изобразительны, потому что по составу своему это не полная литургия (без евхаристического канона, во время которого вино претворяется в кровь Господню, а просфоры – в тело Его, и некоторых других молитвословий, то есть, не поётся Херувимская, Милость мира, Достойно есть, нет некоторых возгласов священника), она как бы изображается.
А обедница – как уменьшительное слово от Обедни: так наши предки называли, да и сейчас в некоторых регионах называют полную Литургию.

До эпидемии короновируса литургия в нашем храме совершалась ежедневно, и каждый желающий мог приступить к таинству Святого Причащения в любой из дней недели.
Но когда были введены ограничения, связанные с ковидом, наш настоятель благословил в будние дни совершать краткую службу, центром которой было Причащение.
Сначала это был чин причащения больных на дому, но вскоре стали служить Обедницу (Изобразительны) с присоединением Причастия.
Коль полная литургия в этот день не совершается и Святые Дары не освящаются, то священники причащают прихожан запасными дарами, освящёнными на литургии в предыдущий воскресный день.
Точно так, как происходит на литургии Преждеосвященных Даров, которую совершают в среду и пятницу Великого Поста. 

Нужно сказать, что обедница может совершаться и при других обстоятельствах.
Известны случаи служения обедницы в монастырях и храмах, когда по какой-то причине в этот день отсутствует священник – заболел, уехал по неотложным делам и т.д.

Дома, келейно (такое богослужение называется также богослужением миря?нским чином, мирским, бессвященническим), когда человек по какой-то причине (болезнь, невозможность быть в храме из-за его отсутствия в том месте, где верующий в данный день находится: в заключении, больнице, просто в местности, где нет храма и т.д.) не присутствует на литургии.
Тогда, имея чинопоследование, содержащееся в Часослове (а если в доме нет Часослова, то достаточно задать в интернете «Чинопоследование Изобразительных»), можно получить хоть небольшое утешение в том, что ты не можешь быть в храме.
Правда, нужно учитывать, что в таком случае (то есть, когда нет священника), возгласы священника на ектениях заменяются краткой молитвой «Господи, помилуй!».
Вместо малой ектении «Господи, помилуй!» произносят 3 раза, вместо великой и просительной – 12 раз, вместо сугубой – 40 раз.

Есть несомненная польза в таком келейном богослужении, в том числе и потому, что человек сам произнесёт те слова, которые он обычно слушает, возможно, и не всегда вникая в их смысл, или ему просто плохо их слышно.

Порой в храме мы отвлекаемся на кого-то, на что-то и пропускаем те или иные молитвы.
А кроме того, человеку приходится дополнительно потрудиться, разбираясь в последовании, вникая в устав, отыскивая и закладывая апостольское и евангельское чтение, находя тропари и кондаки дня, как потрудиться и попрактиковаться в чтении привычных ему молитвословий.

Конечно, обедница, читаемая дома, ни в коей мере не заменяет полную литургию или обедницу с причащением в храме.
Поэтому так можно поступать только при серьёзных обстоятельствах, когда человек физически не может быть в воскресный или праздничный день в церкви.
Обедница как одно из богослужений мирянского чина, берёт начало в древности.
Тогда монахи-отшельники редко принимали священный сан и в будни совершали положенные по времени службы самостоятельно, без иерея.

Позже так служили – в том числе и обедницу – на Русской Аляске и в Троице-Никольской часовне Форта Росс, в других частях Америки и Канады, где тогда не было православных священников.
Конечно, богослужение мирянским чином совершались в советское время, когда почти все священнослужители были репрессированы, и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё мало.

Но есть ещё одна часть православных верующих, которые уже более 300 лет лишены полной литургии, и в воскресный и праздничный дни совершают обедницу.
Это те, кого называют староверы или старообрядцы-беспоповцы.

Вероятно, здесь требуется небольшое разъяснение.
В результате реформ патриарха Никона в 1666 году в русском (от слова Русь) православии произошла трагедия – раскол: часть верующих приняла реформы, часть отказалась их принимать, считая, что раз их отцы и деды так веровали и служили, раз все святые до 1666 г. так молились и сподобились стать одесную Господа в вечности, то и они не могут ничего менять.
Эту вторую часть стали называть староверами, старообрядцами, кержаками (по реке Керженец, на которой селились бежавшие от последовавших преследований) и т.д.

Трагедия так называемых старообрядцев не только в том, что они невольно отпали от вселенского православия, оказались группой православных людей, о которых не молятся в поместных церквях.
Их трагедия заключается и в том, что у них не стало Патриарха.
А Патриарх благословляет на поставление во епископы, которые, в свою очередь, рукополагают иереев – священников.
Священники совершают таинства, главное среди которых – Евхаристия, Святое Причащение.
Кроме того, Патриарх варит миро, без которого невозможно совершение Таинства Миропомазания (обычно соединяемого в нашей практике с Таинством Крещения), и передаёт его в митрополии для всех храмов (речь не о Синодальном периоде).

Прошло не так много времени после 1666 года и постепенно перешли в жизнь вечную канонически рукоположенные ещё до раскола старообрядческие епископы и иереи.
Встал вопрос, как быть дальше.

Часть старообрядцев решилась переманить из канонической церкви епископов, чтобы они рукополагали других епископов и священников (так возникло, например, самое крупное из поповских согласий – Белокриницкое), и чтобы, таким образом, не прерывать апостольской преемственности.

Вторая часть долго и мучительно искала компромисс с «никонианской» (нашей) церковью и к 1800 году оформилась в её составе как единоверчество (под омофором Патриарха РПЦ, но с сохранением древнего чина, книг, обрядов, произнесения молитв и отдельных слов по дониконовскому образцу).

Некоторые же так и не признали нашего священства и осталась без иереев: без попов.
Их и называют беспоповцами.
Всем известный пример – жизнь в Сибирской тайге старообрядческого семейства Лыковых.
Все молитвословия суточного круга они вычитывают дома либо собираются для молитв в молельных домах.
И вот как раз они-то и служат обедницу вместо полной литургии в воскресные и праздничные дни.

Таким образом, чин изобразительных (обедницы) может совершаться как со священником, так и мирянином без священника.

А во-вторых, есть возможность дополнить его Таинством Причащения Преждеосвященными Дарами, как это сделано в нашем храме.
По милости Божией в дни эпидемии мы не лишены Святого Причащения, преподаваемого нам в будние дни пусть и не на полной литургии, но на обеднице.

 


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 187