|
|
Из книги Ирины Гончаренко
«Царь Эдип и Наташа Ростова» |
В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте.
Мне доводилось видеть его на страницах журнала.
Там же был рассказ о том, что многочисленные туристы просят помощи в любовных делах у этой бронзовой девушки, и даже письма в Верону приходят этому памятнику.
Не будем иронизировать.
Тяга общаться с той, которая, благодаря выдумке Шекспира, стала воплощением любви, понятна: хочется не книжных страниц – хочется живого общения, помощи хочется, что в данном случае неосуществимо: бронзовая кукла есть бронзовая кукла.
«Ромео и Джульетта» – одно из самых пленительных повествований о любви.
Мы понимаем, что не о грехе самоубийства написал Шекспир, а об абсолютной преданности друг другу, о таком чувстве, когда весь мир – пустыня без единственного желанного.
В этой пустыне отказались жить юные супруги поодиночке.
А теперь другая история.
На сей раз не литературный вымысел, а подлинная история, произошедшая в городе Санкт-Петербурге сравнительно недавно, в восемнадцатом веке.
Есть такой литературный жанр – житие.
Житие – истории жизни канонизированного Церковью святого, оно повествует о событиях истинных, а не вымышленных.
В доме на Петербургской стороне душа в душу жили молодые супруги – Андрей Фёдорович, певчий придворного хора императрицы, и его жена Ксения Григорьевна.
С 1755 года в Петербурге свирепствовали эпидемические сыпные болезни.
В это время, на четвёртом году счастливого брака, Андрей Фёдорович заболел «жаром», «горел».
После внезапной его кончины за одну ночь, проведённую над покойным, жена его Ксения поседела.
Она показалась окружающим безумной: на похоронах двадцатишестилетняя вдова шла за гробом в странном наряде: на ней был камзол, кафтан, штаны и картуз её мужа.
«Андрей Фёдорович не умер, Ксения умерла», – говорила она окружающим.
Когда она после похорон раздала всё абсолютно имущество, а дом передала знакомой вдове с условием, что она станет пускать даром жить бедняков, встревоженные родственники потребовали медицинского освидетельствования, но врачи признали её совершенно вменяемой.
Почему молодая вдова Ксения решила жить вместо мужа?
В её жизни был Бог, и любовь к мужу требовала не самоубийства, и даже не просто ожидания непременной встречи за гробом, а облегчения и выпрямления путей мужа в жизни вечной, молитвенной подвижнической помощи ему, умершему внезапно без покаяния и должного христианского приготовления.
Имея крепкую веру в Бога, у Которого все живы, она не потеряла духовной связи с мужем, и любовь её к живому Богу и живому у Господа мужу пролилась так щедро в многолетнем подвиге юродства, что она стала святой, творила чудеса при жизни и продолжает творить после смерти.
Господь по ходатайству блаженной Ксении наделяет обращающихся к ней людей исцелениями, помощью в невзгодах и тем самым семейным счастьем, которое таким коротким было у самой святой.
Все знают Василия Блаженного по названию храма в честь него, юродивого Николку из пушкинского «Бориса Годунова», дерзнувшего говорить правду царю-ироду.
Подвиг юродства, в котором Ксения Петербургская подвизалась сорок пять лет, состоит в крайней нищете и видимости безумия.
От всего отрекается блаженный на земле, ибо главное его сокровище – Царствие Небесное.
Чудесная помощь блаженной Ксении длится и поныне, и люди рекой текут на Смоленское кладбище в Петербурге к её могиле, молятся ей и возводят в её честь храмы в других городах.
Вот такая разница двух трагических любовных историй, из которых реальная гораздо чудеснее.