Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 225 март 2021 г. >> Материнские заметки(1). Прожить Великий пост вместе с детьми

Материнские заметки(1). Прожить Великий пост вместе с детьми

Множество болезней нам дается



 

Читайте также:

Протопр. Александр Шмеман.

Толкование Великого поста:

По сочинениям митр.

Стефана Яворского:

 «Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения...
Мать ходила по церквам, по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими… о мире, в котором старалась жить их родная мать
», – писал протоиерей Глеб Каледа.


Я уверена, и вам доводилось общаться с такими многодетными, весьма достойными родителями, у которых дети оказываются пусть любимой, но помехой в духовной жизни.
Как же сделать так, чтобы вся семья, как «единая душа», жила церковной жизнью?
Нам, жителям мегаполиса, оторванным от традиций, это кажется особенно тяжёлой задачей.
И задача эта действительно не из лёгких.

Если мы говорим о праздниках, будь то Рождество, Пасха, Троица, именины, то принести в дом церковное торжество представляется делом разрешимым.
В конце концов, достаточно нарядить ёлку и попасть на праздничное богослужение – вот уже и праздник, в который включены все члены семьи.

С постом – с Великим постом – сложнее.
Дети и строгие, требующие собранности, тишины великопостные богослужения сложно совмещаются; по крайней мере, мне с пятью детьми это совместить не всегда удается.
Единственное изменение в жизни всей семьи – еда.
В некоторых церковных семьях даже малыши постятся довольно строго, в некоторых – не едят только мяса или только сладкого.

Для нас, взрослых, это ограничение в пище органично вплетается в представление о том, что наступило особое время, резко выделяющееся из всей остальной жизни года.
Время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живём не так, как обычно.

Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие богослужения.

Но наши дети не получают всего этого или получают слишком мало.
А дом продолжает жить обычной жизнью.
И время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным.

А между тем сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, вполне возможно.

Принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка.
В храме праздники выделяются с помощью цвета: цветом облачений, завесы, украшения икон.
Также и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен.
Вот и протоиерей Глеб Каледа говорил о важности внешнего вида дома, в котором воспитываются дети, для формирования ритмичности жизни семьи .

В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были чёрного цвета.
Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте.
И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли как-то тише обычного.
Уже одни эти чёрные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на чёрные, а потом – в Великую  субботу – на красные способствует переходу на «особое время».

В книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы.
Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах.
И действительно, без штор появилось особое «постное» настроение
дома.
Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, и дом получает дополнительный штрих «праздничного» настроения.
Легко поменять и скатерти: в пост использовать простые, не нарядные, или специально выделенные в качестве «постных» салфетки-клеенки.

Таким образом, с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится «зримым», почти «осязаемым».

Множество болезней нам дается Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым.
Мы взяли обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовали на окне семь ступенек, ведущих вверх.
С одной стороны, это память о Лествице, которая, кстати, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу.
На каждой ступеньке написали номер.
Как дополнительный обучающий элемент можно обозначить ступеньки не арабскими цифрами, а римскими, если дети их не знают, или церковнославянскими – и незнакомое написание легко запомнится.

Лестница ведёт к солнышку: это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды.
А в хмурые дни такое яркое желтенькое солнышко на окошке ещё и ободряет постящихся.
Из плотной цветной бумаги дети вырезали фигурку человечка (думали вырезать каждого члена семьи, да нас больно много получилось) и с помощью пластилина закрепили на нижней ступеньке.
Когда наступает вторая неделя, человечек поднимается на вторую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдёт – все смываем.
Заодно к празднику моем окна и вешаем тюль.
Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.

Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста.

Множество болезней нам дается Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, её подхватили и православные сайты.
С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определённые этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее».

Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание.
В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.

Календарь у нас получился весенний.
Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост!
А еще нас вдохновила такая мысль святителя Иоанна Златоуста:
«Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души».
Поэтому на нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки.
Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков».

На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни.
Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста.
Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря.
В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста.

Множество болезней нам дается В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу Поста.
Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста.
Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню.
У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть.
На груди у греческой православной куколки – крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены.
Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак её благочестия.
Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост.
А ещё из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую.
В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя.
Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста.
Её вешают на входную дверь или около икон.
Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали её, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте.
Правда, ножки мы пожалели и никогда не отрывали.

С помощью таких элементов уже сам внешний вид дома настраивает жизнь семьи на особый лад.
Перечисленные «календари» делают акцент на том, что пост – особое время.
К тому же это идеи тематических поделок, которые могут выполнить дети самого разного возраста.

И вот наступает пост.
И появляется другой важный «осязаемый» аспект поста – особая пища.
Должны появиться и изменения в «домашнем богослужении».
Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из Молитвослова.
Таким образом им будет легче её выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».

Укладывая детей на ночь, мы всегда читаем им книги.
И в Великий пост это особенная литература: патерики, жития святых, Библия.
Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу.

Когда вся семья собирается за столом, а обычно, если папа работает, это ужин, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное.
Именно таким показано «религиозное образование» детей у святителя Иоанна Златоуста: отец за «вечерней трапезой» наставляет жену и детей.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово.
Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.
И если папа с мамой обсуждают за столом сорокалетнее скитание евреев по пустыне, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения.

Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.
Например, эта беседа может быть пересказом проповеди, которую папа слышал сегодня в храме (снова совет родителям от святителя Иоанна Златоуста), или прочитанного в книге.
В таком случае хотя бы в пост семейный ужин оказывается настоящим уроком – «два в одном»: вкушаем пищу духовную и телесную.
Это не так трудно организовать, как кажется на первый взгляд, особенно если устраивать такие семейные застолья только в великопостные выходные.

Анна Сапрыкина, многодетная мать


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 184