Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 227 май 2021 г. >> Святошин - малая родина. Церковь св. Николая в Святошине

Святошин - малая родина. Церковь св. Николая в Святошине


Читайте также:

 

В новой рубрике нашей газеты мы хотели бы отдать малый долг благодарности той земле, где, по воле Божией, многие из нас родились, кто-то приехал и живёт здесь давно, кто-то совсем недавно.
Объединил нас храм, милой сердцу стала местность.
А то, что мило, то интересно.
Но и наоборот: то, что знаешь, больше любишь.
Вот и положил  Господь на ум приоткрыть завесу истории, заглянуть в прошлое.
Начинаем наше путешествие во времени с храма, тем паче, что в мае чтится память Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.
А церковь в старом Святошине была освящена именно в честь этого святого.
   

В № 28 от 15 июля 1907 года газеты «Киевские епархиальные ведомости» сообщалось:
«24 июня (ст.ст.) 1907 года было совершено освящение нового храма во имя свят.
Николая Чудотворца в дачном поселке Святошино.
Храм этот ещ
ё не вполне закончен. Он деревянный с иконостасом в стиле модерн.
Построен по проекту архитектора Гарденина. Иконостас выполнен по проекту художника Н. Реутова.
Иконы написаны художником И. Ф. Селезневым.
Храм этот поместительный. Главным образом он построен на пожертвования местных домовладельцев.
Лес на его постройку был пожертвован Министерством земледелия и Государственных имуществ
».

Из другого издания узнаём, что храм был возведён старанием Киевского церковно-строительного комитета под председательством И.Л.Стельмашенко; что по штату при нём положены один священник с годичной оплатой 600 руб. и один псаломщик с оплатой 100 руб.

В молодом дачном посёлке Святошин проживала с весны до осени, а то и круглый год весьма почтенная и нередко состоятельная публика.

Не удивительно, что на освящение храма, спроектированного известным архитектором, прибыл Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), сослужили ему кафедральный прот. П.Г.Преображенский, благочинный прот. Н.А.Браиловский, свящ. И.Тарасович, свящ. С.Ожеговский, свящ. М. Стельмашенко, местный священник К.П.Сементовский и трое священников соседних церквей.

На литургии было произнесено кафедральным прот. Преображенским поучительное слово, в котором проповедник приветствовал прихожан с торжеством, разъяснил значение храма Божия в жизни христианина и поблагодарил жертвователей и членов церковно-строительного комитета за сооружение благолепнаго храма.

Самым крупным жертвователем стал известнейший доброхот к. XIX – нач. ХХ ст. Никола Артемьевич Терещенко, внёс тысячу рублей (хорошая дойная корова в то время стоила от 60 руб.).
Из местных дачевладельцев наиболее крупный взнос сделал Андрей Феодорович Ильяш – владелец популярной фирмы кружев, белья и полотна, известный благотворитель, семья которого арендовала в Святошине несколько участков (в том числе два соседних с храмом участка).

Говоря о Николаевском храме, нельзя не сказать о его создателе – известном киевском архитекторе Николае Николаевиче Гарденине (встречается написание фамилии Горденин, 12.05.1860 – не ранее 1925).
Выпускник архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с 1886 г.
он работал в Киеве, создал немало прекрасных зданий.
Среди них – жилые дома на Андреевском спуске (в том числе дом, где жила семья профессора Киевской Духовной Академии А.И.Булгакова – сейчас Музей писателя М.А.Булгакова), на улицах Львовской (Б. Житомир- ская), Трёхсвятительской, Ярославов Вал, Хоревой и других, доходные дома в центре города,  синагога на Подоле.

На территории Киевской губернии спроектировал храмы в Боярке, Требухове, Новых Петровцах, Козаровичах, участвовал в возведении Воскресенской церкви с. Зазимье и др.
После революции работал в Крыму, но как сложилась – или тогда же оборвалась – дальнейшая его жизнь, нам неизвестно.

Постройку Николаевской церкви обусловило возникновение и развитие дачного посёлка.
Святошинские дачи начали возводить в конце ХIХ ст., и первым дачникам, а вскоре и жителям, приходилось посещать богослужения в храме Иоанна Предтечи в соседнем селе Беличи (церковь находилась в районе современной улицы Осенней).
Это было и не совсем близко, и не вполне удобно: дачная публика весьма отличалась от населения Беличей.

Итак, в 1901 г. Комитет по благоустройству Святошинского дачного посёлка предложил соорудить  храм Свт.
Николая.
На плане Святошина 1909 г.
издательства г-на Ф.Л.Иссерлиса он значится между 184 и 187 участками на Киево-Брест-Литовском шоссе (пр.
Победы): между улицами Парковой (Ф.
Кричевского, м.
Житомирская) и Церковной (Окружная дорога).
Сейчас, после строительства Окружной дороги и пр.
Палладина, когда очень существенно были расширены и спрямлены старые улицы Церковная и Трамвайная (пр.
Палладина), сложно с полной достоверностью указать место расположения Николаевской церкви.
Она стояла недалеко от Казанского храма, что на территории радиологического центра, ближе к Окружной, там, где сейчас две высотки.
Центром Святошина начала ХХ века была 3-я просека (район станции м. Житомирская): парк, рынок, магазины, рестораны.
Церковь построили неподалёку на двух участках площадью 2000 кв.
сажен (91 сотка).
При церкви было открыто двухклассное училище министерства народного просвещения и коммерческая прогимназия.
А недалеко от храма (в районе станции «Дачная») находилась церковно-приход- ская школа, в которой занималось около 65 детей.
Занятия в этой школе вёл, в том числе, и настоятель храма о. Константин.

О первом настоятеле известно совсем немного.
Константин Петрович Сементовский, 1857 года рождения, происходил из южно-уральской ветви многочисленного рода Сементовских, в котором было немало священнослужителей.
Духовное образование получил в семинарии.
Окончил полный курс агрономических наук в одном из первых в Европе и России высших сельскохозяйственных учебных заведений – Ново-Александровском (сейчас польский город Пулáвы под Люблином) институте в 1882 г.
В 1883 г.
рукоположен в сан священника Преосвященным Никандром, епископом Уфимским.
В 1902 г.
служил священником в Александровской больнице города Киева.
Был назначен членом церковно-строительного комитета по сооружению церкви в Святошино.
В 1907 г. был награждён наперстным крестом.
К этому времени овдовел, имел сыновей Петра, Николая, Бориса.

Став настоятелем Николаевской церкви в 1907 г., он жил в собственном доме на улице Северной (Ф.
Пушиной), участок №105, между Торговой (сейчас Семашко) и Трамвайной, до кончины в 1916 г.
И был похоронен в ограде Николаевского храма.
К слову, на прихрамовой же территории в июне 1910 г.
был похоронен и брат известного композитора Николая Витальевича Лысенко Андрей Витальевич – прозаикврач, общественный деятель, упокоившийся в туберкулёзном санатории в Святошино.

1 сентября 1913 г.
о.
Константин был уволен за штат по болезни, о чём сообщили «Киевские Епархиальные Ведомости», 1913, № 33 от 18 августа (ст.ст.).
На его место был назначен священник Успенской церкви м. Мошны Черкасскаго уезда Виктор Вельмин.
В архиве сохранился «Адрес бывшему приходскому священнику дачного поселка Святошино Константину Петровичу Сементовскому».

Есть удивительное свидетельство, связанное с его служением в Николаевской церкви.
Упомянуто оно прот.
Валентин Мордасовым в книге «Кто кем побежден, тот тому и раб».
Вот этот рассказ.
Таинственный голос
Приходский священник Николаевской церкви предместья Святошина сообщает о следующем случае благодатного исцеления проживающего в Святошинском приходе Г.А.Чуйкевича, бывшего начальника Киево-Подольского Управления Земледелия и Государственных имуществ.
Во время болезни Г.А.Чуйкевича священник предместья Святошина исповедовал и причастил Св.
Тайнами болящего, а потом навещал его, когда он стал поправляться.
Вот что рассказал о своей болезни и выздоровлении Г.А.Чуйкевич: "По приглашении Киевского городского головы, я 1 сентября (ст.ст.- прим.ред.) 1911 года был на парадном спектакле в городском театре, где благоугодно было присутствовать Государю Императору; и мне пришлось быть очевидцем злодейского покушения на жизнь нашего незабвенного государственного деятеля П.А.Столыпина.
Это злодейство потрясло меня до глубины души, и я вышел из театра в страшном нервном состоянии.
Ночью я не мог спать, а на другой день уже почувствовал недомогание, которое с 5-го на 6-е сентября перешло в воспаление лёгких.
Очевидно, выходя из театра, я простудился, и моя болезнь, ввиду нервного расстройства, приняла грозный характер.
Температура с 5-го до 10-го сентября держалась от 38,6о до 39,9о.
Пользовавший меня доктор Казимир Серафимович Яроцкий находил мое положение опасным, ввиду моего преклонного возраста (69 лет).
8-го сентября был приглашен профессор Яновский, который нашёл положение мое не только тяжёлым, но почти безнадёжным, хотя лично мне об этом не сказал, а сказал детям.
Сознавая такое положение я 9-го сентября пригласил местного священника, который после исповеди приобщил меня Св.
Таин.
Я все время был в полном сознании и тогда же простился со всеми моими детьми.
На другой день начался упадок пульса и деятельности сердца.
Доктор Яроцкий для возбуждения деятельности сердца дал мне выпить бокал шампанского и сделал подкожное впрыскивание камфары, но, по-видимому, безрезультатно.
И вот, приблизительно около трёх часов дня, я забылся, и вдруг слышу голос: «Напрасно вы так потревожились смертью Столыпина.
Если бы угодно было Богу, чтобы он жил, то никакая пуля его бы не поразила, и все выпущенные в него пули пролетели бы мимо него.
Взгляните вверх
».
Я взглянул и увидел вселенную, населённую в средине разными народами, а вверху Всевидящее Око.
«Вот, – сказал мне тот же голос, – Кто наблюдает за всем миром и за всеми людьми.
Если понадобится для блага державы, то вновь явятся и Петр Великий, и новый Столыпин.
Но теперь будьте покойны: Русь не погибнет
».
Очнувшись, я спросил сиделку, кто со мной разговаривал, и передал ей то, что слышал.
Она на это ответила, что со мною разговаривал Ангел Хранитель.
Тогда я приказал принести мне из спальни (я лежал во время болезни в кабинете, где больше воздуха) образ Ангела Хранителя, подаренный мне лет двадцать тому назад Симферопольским епископом Мартинианом, уже умершим, приложился к этому образу и приказал поставить его в изголовье.
После этого я почувствовал особенное, очень приятное, успокоение, а вечером доктор Яроцкий нашёл в состоянии моего здоровья значительное улучшение.
На другой день мне сделалось ещё лучше, и я стал с того времени мало-помалу поправляться.
Доктор находил моё выздоровление, при моём возрасте, чудом.
Замечательно, что во все время моей тяжкой болезни я не чувствовал никакой боли, даже голова не болела, несмотря на высокую температуру, и когда прощался с детьми, всех их удивил полным спокойствием и памятью» (сообщил священник Константин Сементовский, «Троицкое Слово»)".

Диаконом в Николаевскую церковь был назначен Иоанн Христофорович Тарасевич, 31 года – регент хора Преосвященнейшего епископа Сильвестра в Киево-Печерской Лавре.
Рукоположен в сан диакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом в 1905 г.

Жизнь прихода наладилась, тем более что всё больше киевлян стали не снимать на несколько летних месяцев жильё, а покупать дома в Святошине.
Но в 1914 году началась 1-я Мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918).
По совершении Божественной литургии настоятель о.
Виктор Вельмин
сообщил жителям об этом бедствии и, представляя его масштабность, сразу же объявил сбор пожертвований для организации помощи раненым и больным воинам, а также семьям воинов, которые проживали в Святошине.
В течение первых же трёх дней прихожане внесли в церковную кассу более тысячи рублей.

Уже 17 августа в церковном доме (вероятно, участок 366, выходил на ул. Южная – сейчас Котельникова и Петропавловскую – Верховинная, располагался за парком – сейчас гимназия восточных языков) начал действовать дневной приют в честь Царицы Небесной и Святителя Николая.
Здесь на полном содержании в течение дня находилось немалое количество детей.
Много других добрых начинаний в те грозные годы было на счету наших соотечественников-святошинцев.

Но в 1917 году произошёл октябрьский переворот.
Киевский Совет народных депутатов принял большевистскую резолюцию о переходе власти к Советам.
В том же году от новых «хозяев» стали поступать угрозы, что церковь сожгут.
Бог миловал.
И даже после регистрации 16 июня 1919 г.
храм был передан в пользование религиозной общине.
Подписи ради этого поставили 500 жителей Святошина.

В конце 1921 г., после треволнений гражданской войны и бесконечной смены властей на Украине и в Киеве из канонической Церкви выделяется часть, назвавшая себя Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ), а попросту говоря, «самосвяты».
И наш святошинский храм в 1923 г.
стал автокефалистским.
Его «настоятелем» несколько месяцев был видный деятель УАПЦ Михаил Мороз (расстрелян в 1938 г.).

По состоянию на 1934 г.
храм числился действующим по адресу «Святошино 49».
23 апреля 1936 г.
Киевсовет постановил закрыть и снести Николаевскую церковь в связи с «реконструкцией Киева и разбивкой районного сквера».
Но и тогда Господь не допустил.

Из архивных документов известно, что в 1937 г.
были репрессированы и погибли бывший настоятель Николаевской церкви прот.
Виктор Вельмин и действующий на момент ареста настоятель церкви прот.
Владимир Шаворский
.
Во время войны (с апреля 1942 по 17 марта 1945) настоятелем храма был священник Савва Коломиец.
Уроженец с. Рослáвичи Васильковского уезда Киевской губернии, он окончил церковно-приходскую школу, был псаломщиком.

В 1929 г. был привлечён к ответственности за антисоветскую деятельность, находился под арестом в Киевском доме принудительных работ с 12 ноября 1929 до 10 марта 1930.

В марте 1930 г. за недоказанностью совершённого преступления дело было закрыто.

В 1931 г. выехал в Киев, где недолго работал на строительстве дорог, а потом до войны был завхозом в средней школы № 72 (ул. Ф.Пушиной 54) в Святошино.
В 1933 г. окончил пединститут. Был женат и проживал  по ул.
Южной (Котельникова), № 55, в квартире, которая принадлежаа школе.

Сразу после захвата немцами Киева было проведено собрание всех мужчин Святошино, на котором по распоряжению оккупантов выбирали старосту гебита (админи- стративно-территориальная единица Генерального округа «Киев» Райхскомиссариата «Украина»).
Полтора месяца заместителем старосты был о.
Савва, затем (до середины апреля 1942) он заведовал жилищным отделом районной управы.

24 апреля 1942 р. рукоположен в сан священнодиакона, а 25 апреля 1942 г.
в сан пресвитера преосвященным епископом Пантелеимоном (Рудыком) в Свято-Покровском монастыре Киева.
Направлен для служения в Николаевский храм Святошина, жил по Святошинскому шоссе, № 38, кв. № 1.
О. Савва старался помочь людям, даже рискуя жизнью.
Однажды к нему за советом пришла местная жительница Ольга Дараган и рассказала, что уже дважды её дочери Тамаре приходили повестки на работы в Германию.
О. Савва посоветовал выписать дочь из домовой книги: якобы дочь выехала по месту рождения отца.
Так и произошло.
До конца оккупации девушка пряталась на чердаке родного дома, никто её не выдал.
Если бы немцы узнали – повесили бы и мать с дочерью, и о.
Савву.
 
После изгнания немцев община свт. Николая Мирликийского в Святошино и о. Савва были зарегистрированы Исполнительным комитетом Киевского областного совета депутатов трудящихся 23 января 1945 г.
А 17 марта 1945 г.среди 47 других «церковников» о. Савва был арестован и приговорён к десяти годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, и к пяти годам поражения в правах.
Милостию Божией вышел 7 июля 1945 был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» и о.Савва вышел на свободу.
По состоянию на 1965 г. священствовал в церкви св. Марии Магдалины в г. Белая Церковь.
Пока что мы не располагаем сведениями о некоторых годах (в том числе послевоенных) жизни Николаевского храма.

Окончательно он был разрушен в 1950-е годы.
Какое-то время на его фундаменте стоял спортивный зал, потом было решено создать сквер В.Стуса, но вскоре решение было изменено: сквер существует на противоположной, чётной, стороне пр.
Победы.

О первых настоятелях святошинского Николаевского храма протоиереях Константине Сементовском и Викторе Вельмине мы располагаем более обширными сведениями.
И это, даст Бог, – тема следующих рассказов.

Евгения Ерёменко, по материалам интернета и архивов

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 237