|
|
В сборнике книг Нового Завета Евангелие представляет собой четыре небольшие книги.
Они были написаны между 50 (то есть, через двадцать лет после казни Иисуса Христа) и 100 годом разными авторами, которые ставили перед собой разные цели, но каждый из них знал написанное другими или, по крайней мере, располагал аналогичными документами.
Важнейшие христианские центры 1-го века (Иерусалим, Антиохия, Рим, Ефес и др.) имели свои Евангелия.
Из них только четыре (апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признаны Церковью богодухновенными, т.е.
написанными непосредственно под воздействием Святого Духа.
Они называются «от Матфея», «от Марка» и проч.
(греч.
«ката» соответствует русскому «по Матфею», «по Марку» и т.д.), ибо жизнь и учение Христа изложены в данных книгах этими четырьмя священнописателями.
Их евангелия не были сведены в одну книгу, что позволило видеть евангельскую историю с различных точек зрения.
Во 2-м веке св.
Ириней Лионский называет евангелистов по именам и указывает на их евангелия как на единственно канонические (Против ересей2, 28, 2).
Современник св.
Иринея Татиан предпринял первую попытку создать единое евангельское повествование, составленное из различных текстов четырёх евангелий, «Диатессарон», т.е., «евангелие от четырёх».
Апостолы не ставили себе целью создать исторический труд в современном смысле этого слова.
Они стремились распространять учение Иисуса Христа, помогали людям уверовать в Него, правильно понимать и исполнять Его заповеди.
Свидетельства евангелистов не совпадают во всех подробностях, что доказывает их независимость друг от друга: свидетельства очевидцев всегда носят индивидуальную окраску.
Святой Дух удостоверяет не точность деталей описанных в евангелии фактов, а духовный смысл, заключающийся в них.
Встречающиеся в изложении евангелистов незначительные противоречия объясняются тем, что Бог предоставил священнописателям полную свободу в передаче тех или иных конкретных фактов применительно к разным категориям слушателей, что ещё более подчёркивает единство смысла и направленности всех четырёх евангелий.