Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 228 июнь 2021 г. >> Христианское отношение к страху по учению святых отцов (2)

Христианское отношение к страху по учению святых отцов (2)

 Множество болезней нам дается

 Читайте также:

 «Не бойся, малое стадо!» (Лк.12, 32)


Преподобный Никон Оптинский так передает наставление преподобного Варсонофия Оптинского:
«Бояться надо только грехов…
А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог.
Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога.
Почему Бог не любит боязливых, трусливых?
Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи.
Боязливый и трус — на краю пропасти.
Истинный монах должен быть чужд такого устроения
» .

Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия», и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней».
 
О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский, заповедуя:
«Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов.
Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени.
Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу.
Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков
».

Преподобный Симеон Новый Богослов указывает также на связь боязливости с унынием:
«Уныние и телесное отяжеление, от лени и нерадения появляющиеся в душе… приносят разуму помрачение и отчаяние, отчего господствуют в сердце помыслы боязливости и хулы», «демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает [жертву], и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что
«грех… делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие»,
а святитель Николай Сербский указывает:
«Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост — радостным и храбрым».

По свидетельству святого Симеона, борьба со страхом есть обычное состояние монаха, который находится в начале или середине духовного пути:
«Кто стяжал чистое сердце, тот победил боязливость, а кто еще очищается, тот иногда одолевает ее, иногда же бывает одолеваем ею.
Кто же вовсе не борется, тот или совершенно бесчувствен и является другом страстей и демонов…, или является рабом боязливости, подвластным ей, трепещет, как младенец рассудком, и боится страха там, где нет ни страха (Пс.
13, 5), ни боязни для боящихся Господа
».
Преподобный Иоанн замечает, что монахам, живущим в общежительных монастырях, эта страсть реже бывает свойственна, чем отшельникам.

Он же предлагает следующие способы для борьбы монаха с боязливостью:
«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть.
Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою.
Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле
»; «Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро.
По мере усиления в нас плача [о грехах], она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас»;

«Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости
».

А вот что рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов:
«Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься страшилищ.
Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души.
Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают.
Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла
».

Многие святые отцы предупреждали, что на подвижника нередко нападают бесы, стараясь испугать его, навести «страхование».

Святитель Афанасий Великий так передает наставление об этом преподобного Антония Великого:
«Какими демоны нас находят, пpиходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам…
Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как pазбойники, нашедшие неохpаняемое место, и что сами в себе думаем, то и пpоизводят в большем виде.
Если видят нас стpашливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь пpивидениями и угpозами, и наконец — бедная душа мучится тем.
Но если найдут нас pадующимися о Господе… и pассуждающими, что все в pуке Господней, что демон не в силах побоpоть хpистианина и вообще ни над кем не имеет власти, то, видя душу, подкpепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обpащаются вспять...
Душа постоянно да pадуется в уповании; и увидим, что демонские игpалища — то же, что дым, что демоны скоpее сами побегут, нежели нас будут пpеследовать, потому что они кpайне боязливы, ожидая уготованного им огня… и особенно стpашатся знамения кpеста Господня
».

В том же русле лежат и советы преподобного Паисия Величковского:
«Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение.
Не допускай укорениться в себе сему детскому настроению… но считай его за ничто, как бесовское.
Раб Божий боится только своего Владыки, Которой создал тело, вложил в него душу и оживил; бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями...
будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование.
То место, куда войдешь, огради крестным знамением… перекрестись и, сотворив молитву и сказав: "
аминь", войди смело.
Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас.
Будем держать в мысли, что мы в руке Божией.
Господь сказал: Се даю вам власть наступати на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19).
Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 21, 18).
Сами ceбе мы причиняем страхование боязливым помыслом… будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижемся.
Бесы следят за нами, как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими; каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания.
Но страх Божий изгоняет страх бесовский
».

Юрий Максимов


Продолжение следует


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 10