Третьим сыном о.Петра Вельмина был священник Виктор.
Родился он 22 января 1887 г.
Окончил Пятую (Печерскую) киевскую гимназию, юридический факультет Университета св. Владимира и только затем поступил в Киевскую Духовную Академию (1909–1913).
Выпускное кандидатское сочинение Виктора Петровича тематически было связано с церковью, в которой настоятельствовал отец и раскопками которой занимался младший брат Сергей. Под руководством кандидата богословия профессора кафедры Церковной археологии Николая Николаевича Пальмова в 1913 году Виктор Вельмин написал и защитил работу «Киевская Десятинная церковь (X—XX вв.) (Историко-археологический очерк)».
Его труд был оценен высоко, и два года спустя, в феврале 1915 г., о.Виктор даже просил представить его кандидатское сочинение на Евгение-Румянцевскую премию. Эту премию по инициативе митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), одного из ярчайших представителей Румянцевского кружка (1-я треть XIX века), давали студентам за наиболее удавшиеся сочинения по русской истории, её присуждали до революции 1917 г.
После выпуска из КДА в 1913 г.Виктор Вельмин был рукоположен во священника и назначен настоятелем Успенской церкви местечка Мошны Черкасскаго уезда, а 1 сентября того же года заменил ушедшего на покой по состоянию здоровья о.Константина Сементовского – настоятеля Киево-Святошинской Николаевской церкви.
Именно в Святошине пройдёт вторая половина его жизни. Здесь застанет его 1-я Мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918), и молодой настоятель живо откликнется на это бедствие. Он сразу же объявит сбор пожертвований для организации помощи раненым и больным воинам, а также семьям воинов, которые проживали в Святошине. И в течение первых же трёх дней прихожане внесут в церковную кассу более тысячи рублей. Уже 17 августа в церковном доме начнёт действовать дневной приют в честь Царицы Небесной и Святителя Николая, где на полном содержании в течение дня будет находиться немалое количество детей.
После революции в доме священника Виктора по Брест-Литовскому шоссе 69 (примерно там, где сейчас маленький "VARUS" напротив а/с "Дачная") бывали многие священнослужители и миряне, в 1920-е годы здесь решались очень важные для существования канонической (в те годы называвшейся "тихоновской", "старославянской") церкви вопросы.
С началом репрессий против духовенства и верующих о.Виктор принимал в своём доме гонимых. Так, административно высланный из Ананьева в 1923 году епископ епископ Парфений (Брянских) (1881-1937, расстрелян, причислен РПЦ к лику святых новомучеников в 2005 г.) на лето перебрался к нему в Святошино.
Отсюда Владыка вёл переписку со своим духовным братом епископом Макарием (Кармазиным).
Эти епископы отвергли обновленче-ский раскол (1922–1940-е гг.) и объединили на Украине сторонников Патриаршей Церкви.
Под руководством этих владык была создана сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находившихся в общении с патриархом Московским. Они совершили тайные хиротонии новых викариев Киевской епархии, наладили тайную систему епархиального управления, что позволило противодействовать расширению влияния обновленцев.
Дом о.Виктора стал одним из центров, где сосредотачивалась и передавалась корреспонденция с содержащейся в ней актуальной информацией.
В городе проходили тайные собрания священства, и о. Виктор вспоминал, что он «был участником двух собраний в 1923 году у протоиерея Василия Долгополова, где по первом, бывшем вскоре после Пасхи, аресте всех киевских епископов обсуждался вопрос о необходимости поставления тайных епископов на случай арестов. Были намечены уже кандидатуры».
В 1923 г.часть общины Николаевской церкви в Святошине официально стала автокефалистской.
Другая часть продолжала оставаться верной патриарху Тихону.
Продолжая окормлять жителей Святошина, о.Виктор, как и прежде, совершал требы, не отказывая обращающимся к нему ни днём, ни ночью.
В письме профессору А.А. Дмитриевскому от 9/22 февраля 1927 г.профессор П. П. Кудрявцев сообщает:
«25 декабря (ст.ст.) сего года в 5 часов утра умер Вас.Н. Малинин…
Малинин летом обращался к врачам — было плохо с сердцем, осенью простудился, бронхит — опять удар по сердцу, ночами сидел в кресле — трудно дышал. На Рождество в час ночи стало плохо, в три часа жена позвала священника о. Виктора Вельмина — исповедал, причастил, прочитал отходную, а в 5 часов он умер. Отпевали в понедельник архиепископ Василий и епископ Димитрий, похоронили в скиту Троицкого монастыря на Васильчиковой даче на полпути между Киевом и Святошиным».
Проживал известный словесник, литературовед, философ, педагог Василий Николаевич Малинин по ул.
Пушкинской уч.255 (сейчас ул.Львовская, примерно №19), в этот дом среди ночи и поспешил, исполняя свой пастырский долг, о.Виктор.
1920-е годы стали серьёзным испытанием для православной церкви, но близились ещё более страшные 1930-е, когда преследования духовенства и верующих мирян приобрели форму арестов, заключений, ссылок и убийств.
В 1930-е годы о.Виктор – известный киевский священник, настоятель Покровской церкви на Соломенке (недалеко от железнодорожного вокзала, до недавнего времени ул.Н.Островского, с 2016 – Патриарха Мстислава Скрипника, храм захвачен ПЦУ), секретарь канцелярии Украинского экзархата – ближайший помощник митрополита Киевского, экзарха Украины с 1934 года Константина (Дьякова).
29 окт.1937 г.митрополит Константин (Дьяков), 1864 г.р., был арестован по обвинению в руководстве «антисоветской фашистской организацией церковников (тихоновцев)». Причём Владыку и его «правую руку» протоиерея Виктора Вельмина арестовали прямо во время богослужения в Свято-Покровском храме.
О своем служении на Киевской кафедре архиерей на допросе сообщил следующее: «Серьёзная болезнь прекратила мою деятельность почти на 3 месяца.
В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими». Тогда же были арестованы архиепископы Филарет (Линчевский), Георгий (Делиев), киевские клирики:
прот.Александр Глаголев, прот.Михаил Едлинский, прот. Михаил Алабовский, прот.Николай Поройков, священники Трифиллий Гороновский, Вячеслав Бычковский, духовенство Киевской области.
Митрополит Константин (Дьяков)
Во время допросов от каждого из священников, арестованных по делу № 102424, требовали сознаться не только в «участии в антисоветской, контрреволюционной организации церковников», но и в непосредственном подчинении её инициаторам и возглавляющим, репрессированным осенью 1937 г. «Сценарий», заранее разработанный в НКВД, ясно прослеживается в протоколах допросов, где на чёткие вопросы даны не менее чёткие ответы, например: «Кого из участников антисоветской организации церковников знаете? – Только свящ.Вельмина Виктора, который меня вербовал. – Кто возглавлял антисоветскую организацию церковников? – Непосредственным руководителем был митрополит Дьяков»…
В отчете главы НКВД УССР И.М.Леплевского от 27 ноября 1937 г. записано, что «антисоветская фашистская организация церковников», которую в Киеве возглавлял митр.Константин (Дьяков), а в Москве – митр.Сергий (Страгородский), успешно разгромлена. Митрополит Константин был признан виновным.
На допросах архиерей не дал признательных показаний, так 10 ноября на допросе и скончался.
Могила на Лукьяновском кладбище Киева. Прославлен Украинской православной церковью в лике святых в 1993 году.
Дата расстрела и место погребения прот.Виктора Вельмина нам пока не известны.
Так второй настоятель Свято-Николаевской церкви в Святошине, славный продолжатель священнического рода Вельминых протоиерей Виктор сподобился мученической кончины.
|