|
|
Продолжая рассказ о церкви Святителя Николая в Святошине
(освящена в 1907 г.),
обратимся к судьбе её второго настоятеля,
о.Виктора,
репрессированного в 1937 году, и его родных
ИСТОРИЯ СЕМЬИ ВЕЛЬМИНЫХ
|
Его младший брат, четвёртый сын о. Петра Вельмина Сергей, родился 4 августа 1890 г.
С серебряной медалью закончил, как и все его братья, Пятую киевскую гимназию на Печерске (1900–1908). В своей автобиографии 1930 г. Вельмин писал: «Отец мой был в то время „свободомыслящим“ священником и отдал нас учиться в гимназию, а не в духовное училище, хотя за это на него косились местные духовные власти».
После окончания гимназии Сергей в 1908 г. поступил на юридический факультет Университета Св.Владимира, но в том же году перевёлся на историко-филологический факультет.
Причиной тому стало продолжение семейного интереса к древностям Киева. А внешним побуждением – приезд петербургских архитекторов на раскопки княжьего Детинца.
В 1908–1914 гг. он работал под руководством архитектора Д.В.Милеева и именно тогда прошёл «первичную школу археолога: методику ведения раскопок, систематизации и атрибуции обнаруженных вещей.
По данным Императорской Археологической Комиссии местами раскопок Д.В. Милеева и С.П.
Вельмина в Киеве в 1908–1914 гг. были Десятинная церковь, Митрополичья усадьба, Софийский собор, усадьба Трубецкого, усадьба Новицкой (Крестьянского поземельного банка), место памятника императору Александру II, усадьба Музыкального училища, усадьба Земских приютов, раскопки гражданской постройки в Десятинном переулке.
Десятинная церковь
Так, об одной из этих очень важных для города работ читаем в газете «Киевлянин» от 12 марта 1913 года: «Раскопки близ памятника св. Ирины.
В усадьбах №31 и 33 на Владимирской улице, принадлежащих профессору Г.
Е. Рейну и в настоящее время перешедших к земству (ныне здание СБУ) приступлено к раскопкам. Работы будут производиться под наблюдением уполномоченного Императорской археологической комиссии С.П. Вельмина, которому со стороны земства оказано полное содействие. Во избежание задержек во время работ с вынутой из ям землей последняя немедленно будет вывозиться из усадеб.
В этих усадьбах, в одной из которых до настоящего времени помещается станция скорой медицинской помощи в г. Киеве, как известно, в непродолжительном времени предположено приступить к постройке здания для земских приютов, для чего предварительно усадьбы должны быть спланированы — понижены на 3—3,5 аршина (2,1 – 2,45 м) до уровня мостовой Ирининской и Владимирской улиц. При спланировке все культурные слои будут вывезены, а потому раскопки будут произведены во всей усадьбе и работы должны производиться без перерывов. Работы начаты в двух местах — по фронту Ирининской ул., между усадьбой г. Белянкина и угловым домом, где помещается училище и типография Милевского, и на границе между усадьбами № 31 и 33, где сохранились остатки земляного вала.
Одновременно в каждом районе работ роются 16—20 ям, каждая в 5 х 2,5 метра».
Этому труду Сергей Петрович посвятит всю жизнь. Будет штудировать специальную литературу (в частности, пособие по раскопкам А. Спицына), учиться у известных историков, археологов профессора М. В. Довнар-Запольского, А.Д.Эртеля.
Именно последний хорошо зная успехи Вельмина в археологии киевских древностей, его талант, большую работоспособность и ответственность, без колебаний пригласил исследовать Зверинецкий монастырь.
Лишь в 1918 году Сергей Петрович получит университетский диплом. С перерывами, обусловленными обстоятельствами войн и революции, он будет самым активным и продуктивным образом участвовать в историко-археологических работах Киева и других городов, в том числе Чернобыля. Результаты будут обобщены, описаны и опубликованы им в виде отдельных статей, а также отчётов в солидных изданиях: Военно-историческом вестнике, Университетских известиях и др.
С началом 1-й Мировой войны и после революции С.П.Вельмину доведётся сменить множество мест работы и должностей. Он служил и. о.
учителя в г.
Холме в мужской гимназии; окончив курсы при инженерном военном училище был отправлен на фронт; работал учителем в частной гимназии в Киеве; сотрудником музея Киевского отделения Военно-исторического общества; был контролером и помощником инспектора Губфинотдела.
И всё же никогда не оставлял своих исторических занятий.
Бесконечные смены власти в Киеве заставляли его лавировать и приспосабливаться к новым условиям жизни. Очевидно, в его характере не было однозначной твёрдости, присущей старшим братьям. И каждая власть находила в нём нечто враждебное себе.
В 1920 г. С.П.Вельмин уезжает в Одессу.
Там ему предлагали эвакуироваться, но он остался, объяснив это так: «я отказался по многим причинам. Во-первых, я не смог уехать за границу, так как не знал языков, и не мог оставить уже тогда сильно больную жену (Мария с 1920 г. была прикована к постели), я не мог уехать в чужие края, оставить Родину, — я считал, что там я буду обречен на голодовку.
К тому же я был молодым человеком, и социальная революция не наносила мне какого-нибудь серьезного ущерба — я никакого имущества не имел, принадлежал к трудовой интеллигенции и оснований к бегству с эмигрантами я не имел. Поэтому я остался в Одессе».
После тяжёлогодвухмесячного тифа Сергей Петрович непродолжительное время служил в Красной армии, потом работал в налоговых органах в Киеве, Чернобыле, Малине, Умани.
Вернувшись в 1930 г. в Киев, он, помимо службы в госучреждениях, «возобновил связь с археологией, и по поручению Киевской краевой инспектуры охраны памятников старины мною разработан статут заповедника „Киевский акрополь“; по этому статуту предполагается устройство музеев, антирелигиозных кабинетов, кабинета по истории культа княжеского рода и т. п.
в Михайловском монастыре, Софийском соборе, Десятинной церкви и в других церквях старого Киева. Проект этот уже начал осуществляться — бывшая Десятинная церковь на 50% приспособлена под музей путем переделки киотов на витрины».
Но планы создания «Киевского акрополя» были сорваны арестом Вельмина 14 декабря 1930 г. по обвинению в «участии в контрреволюционной организации».
В квартире остались недвижимая жена, старенькая мать, которая еле передвигалась, и младший брат Александр, больной туберкулезом и нервной болезнью. Подозревая возможность обвинений старших братьев, Сергей Петрович сразу заявил, что с ними почти не общался.
Начинаются круги ада. Он даёт противоречивые показания, путается, оправдывается, настаивает на своих заслугах как учёного, как госслужащего, называет почти 150 человек, которые могут его положительно характеризовать – делает всё, что, как ему кажется, может сохранить его в семье, где без него не обойтись. Для следствия всё это не имело никакого значения, цель его состояла в нахождении «вины» и участии в «преступных замыслах» в виде создания некоей «Тайной организации». Более того, его психически больной и страдающий туберкулёзом младший брат тоже был арестован и принуждался к даче показаний...
18 октября 1931 г. Сергей Петрович был осужден на 10 лет концлагерей за контрреволюционную деятельность и связь с белоэмигрантами.
Был отправлен в Кандалакшгулаг (Кольский полуостров). Там в 1936 году из письма жены узнал о разрушении Десятинной церкви.
Он остался на севере, в Киев приезжал несколько раз на могилы близких. В письме 21 мая 1951 г. он написал: «посещение Киева воскресило в памяти всю жизнь, к сожалению, так неудачно прожитую…».
Через 80 лет после исследований Д. Малеева и С.
Вельмина южный и западный дворцы Х ст., а также фундаменты церквей конца Х-ХІ ст. были отнесены к категории памятников национального значения, а на доме №4 по ул. Владимирской установили памятную доску с именами исследователей.
О пятом сыне о. Петра Александре известно, пожалуй, лишь то, о чём уже здесь было кратко сказано.
Белоэмигрант и священномученик, известный учёный и репрессированный, несчастный больной, след жизни которого затерялся в истории…
Такими разными оказались жизненные пути братьев Вельминых.
|
|
|