Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 230 август 2021 г. >> Святошин - малая родина. Наименование

Святошин - малая родина. Наименование


Рассказ о той местности, где Господь судил нам жить и обрести свой храм,
мы начали с церкви Святителя Николая в Святошине (освящена в 1907 г.),
её истории и первых настоятелях.

А сейчас вернёмся к истокам, к названию.


В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля в статье СВЯТОЙ читаем: «СвятОша стар. святой или угодник, праведник» и чуть ниже:
«СвЯтош арх.
инок, чернец; либо пустынник, скитник».
Там же упоминается и другое, в некоторых местностях встречавшееся, значение «святóши»: «нечистый, бес, который является на Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу».

Относительно названия нашего района – Святошина –  не существует однозначных мнений.

Есть учёные, выводящие этот топоним из дохристианских верований, в частности, от имени языческого божества Святовит или Свитовит (олицетворявшего для наших предков природу, жизнь, плодородие).
На территории современного Академгородка при строительстве дома №7 по ул.В. Стуса в 1983 году было обнаружено капище, где наши предки из племени полян поклонялись этому идолу.

Находилось это капище среди леса, получившего название «Святошинский борóк» (от слова «бор»).
Со временем земли вокруг этого борка превратились в сельскохозяйственные угодья монастырей.
Некогда все известные нам Борщаговки принадлежали монастырям: Петропавловская – греческому в честь Петра и Павла, Софийская – Киево-Софийскому, Никольская  –  Киево-Пустынному Никольскому, Михайловская  –  Михайловскому Златоверхому, Братская (сейчас практически в составе Южной) –  Киево-Братскому на Подоле.

Таким образом, наш борок находился в окружении земель, принадлежавших святошам –  инокам, монахам.
Самая близкая для нас версия связана с именем великого подвижника, первого монаха из княжеского рода Рюриковичей прп. Николы Святоши ( ок. 1080 — 14/27 октября 1143).
Учёные приводят доказательства, что у него – луцкого князя Святослава (уменьшительно Святоша), сына черниговского князя Давида Святославича, правнука прп. Ярослава Мудрого – был сруб-терем или другая небольшая постройка для уединения в районе метро Житомирская (ок.
ТЦ VMB).
Вероятно, это было ещё до принятия им пострига с именем Николай.

В истории вовсе не редки случаи, когда боголюбивые князья до и после походов и битв уединялись на молитву в малонаселённых местах.

Так поступал, например, отец прп. Евгении Сербской (царицы Милицы) вельможа-влáстель Юг-Бóгдан из великожупанского рода Немáничей.
После каждого похода он куда-то исчезал на несколько дней, и никто не смел следовать за ним.
Лишь когда его любимая дочь Милица (в монашестве Евгения) подросла, он открыл ей эту тайну, взяв однажды с собою.

Отроковица увидела в густом лесу небольшую часовенку с иконой прп. Параскевы.
Этой святой молился её отец, прося помощи в отражении неприятеля, Господа и её он приходил благодарить за победы или утешаться в поражении.
Пройдёт несколько десятилетий и царица Милица (в то время уже монахиня Евгения) выпросит мощи святой покровительницы не только их рода, но и всей Сербии у турецкого султана Баязета Великолепного и перенесёт их на свою родину…
Был этот сруб князя Святослава местом сугубого молитвенного уединения или теремом,
где князь-инок принимал гостей, сказать сложно. Да и не особо важно.

Потому что главное – святость, дарованная Господом этому угоднику.
Недаром ещё при жизни его называли Святошей не только ласкательно, но и за дела, смирение, послушание, молитву.

От древнего языка санскрит в быту многих народностей сохранились сходные базовые слова, без которых ни один человек в жизни не обойдётся.
Прежде всего, это термины родства.
К примеру, слово «брат»: brother по-английски, bruder по-немецки, frère по-француз- ски, broils по-литовски, bror по-датски… Так вот, слово «святой», как и термины ближайшего родства,  имеет сходную основу во многих языках разных групп.
Это говорит об особом отношении к нему и о необходимости этого понятия.
Среди славян: святы (белорусский), свети (болгарский, сербский), svatý (чешский), светиот (македонский) и т.д.
В языках романской группы, произошедших от латыни: saint (французский и заимствовавший из него английский, относящийся к германской группе), santo (итальянский, португальский, галисийский), sfânt (румынский)…
В языках других групп: szent (венгерский), shenjtë (албанский), svetais (латышский), šventoji (литовский)…

Святость – то, что нас объединяет, к чему мы призваны Богом стремиться всю земную жизнь.
Наш дальний соотчич (соотечественник) преподобный Никола Святоша по-прежнему присутствует в нашем городе видимым образом.

Единственный из сохранившихся до- монгольских храмов Киево-Печерской Лавры – каменная Троицкая Надвратная церковь (второй каменный храм после Софии Киевской и седьмое или восьмое каменное сооружение города) – возведена в 1106-08 годах (реставрирована в барочном стиле) над главным входом в обитель его коштом, на его средства.
Рядом с этими Святыми вратами прп. Никола основал отдельный от Лавры Никольский больничный монастырь.
Для врачевания больных он разбил аптекарский сад и выращивал лекарственные растения.
Из книг, которые князь-инок любил читать и дарил монастырю, он черпал знания о медицине и биологии и применял их.

Летописцы донесли до нас сведения не только о монашеских подвигах прп.
Николы, но и о его деятельном участии в жизни мирской: авторитет его и после пострига оставался непререкаемым.
Так, в 1142 году благодаря участию прп. Николы в переговорах между родственниками – князьями киевскими и черниговскими – удалось избежать очередной волны усобиц, кровопролития, разрухи.

Не раз при жизни довелось прп. Николе быть миротворцем и всегда – молитвенником о мире.
Так в его имени-прозвище соединились оба слова: святОша – святой, угодник, праведник и свЯтош – монах; пустынник.

Через девять столетий по кончине прп. Никола Святоша предстательствует о нашей земле, о мире, о храмах Божиих.
Мы верим, что особая благодать по его молитвам явлена нашему Святошину.

Достаточно перечислить храмы, возникшие за последние два с лишним десятилетия на территории собственно Святошина: Благовещенский собор, храмы Зачатия Иоанна Крестителя, Свт. Феодосия Черниговского, Казанской иконы Божией Матери в радиологическом центре,
вмц. Варвары в онкоцентре, 40 мучеников Севастийских, св.блж. Ксении Петербургской на Святошинском кладбище.

И совсем неудивительно, что именно здесь в самом конце XIX столетия решено было разбить дачный посёлок.
Жить в нём предстояло самым известным киевлянам (градоначальникам, учёным, преподавателям, военным, промышленникам, купцам, художникам, музыкантам, благотворителям, многим священникам, монахам…), внесшим самый разнообразный вклад в создание того Киева, который до революции слыл южной жемчужиной государства.
Самобытный Киев, который мы так любим, которым заслуженно гордимся и который, увы, глазах теряем.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2023 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко


Посетителей на сайте: 8