|
Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной
седмице.
Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших
от Адама до наших дней.
Заупокойная служба в этот день называется так: "Память,
совершаемая всех от века усопших православных христиан,
отец и братии наших".
|
В синаксаре на этот день написано:
"Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших
по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною
смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых
горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах,
на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной
и никем не ожидаемой смерти?
И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных
молитв.
Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили,
основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское
поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил
земную жизнь, не лишился молитв Церкви".
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию
апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным
в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего
предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные
дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное
свидетельство из IV века.
Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что
в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание
второго пришествия Христова, и, потому - накануне этого дня, как
бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и - притом
- приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам
должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова
- и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует
о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере
праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей,
князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех: - внезапно
умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует,
умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного
всем воздаяния.
|