Из моих слов ничего не поняли.
"Нагрешник ты, нагрешник, - сказали с упрёком, - даже в Христов
сочельник не обойтись тебе без драки!" - "Да я же ведь
за дело Божие вступился" - оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь.
Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды
и вылила её в печь, в пепел, ибо грех выливать её на места попираемые.
Отец спросил меня: "Знаешь, как прозывается по-древнему богоявленская
вода? Святая агиасма!"
Я повторил это как бы огнём вспыхнувшее слово, и мне почему-то
представился не-давний ночной пожар за рекой и зарево над снежным
городом.
Почему слово "АГИАСМА" слилось с этим пожаром, объяснить
себе не мог.
Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями
снег.
Мать сказала: "Вот ежели и завтра Господь пошлёт снег, то
будет урожайный год".
В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза.
От замороженных окон стоял особенный снежный свет, точно такой
же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш
двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик,
на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми
свечами по краям.
На клиросе читали "пророчества". Слова их журчали, как
многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются
к людям, звучала набатная медь: "Измойтесь и очиститесь,
оставьте лукавство пред Господом; жаждущие, идите к воде живой…".
Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово
"вода".
Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осенённые
молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними
янтарное библейское небо и ветер, развевающий их седые волосы…
При пении "Глас Господень на водах" вышли из алтаря
к народу священник и диакон.
На водосвятной чаше зажгли три свечи.
"Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздаётся,
а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!"
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему об этом, но его не было
видно.
Священник читал молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела
Твоя… Тебе поет солнце, тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды,
тебе слушает свет…"
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду,
и в это время запели снегом и ветром дышащий Богоявленский тропарь
"Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение"
и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на моё лицо, мне казалось, чо теперь
наступит большое ненарадованное счастье и всё будет по-хорошему,
как в день Ангела, когда отец "осеребрит" тебя гривенником,
а мать пятачком и пряничком впридачу.
Литургия закончилась посреди храма перед возжждённым светильником,
и священник сказал народу: "Свет этот знаменует Спасителя,
явившегося просветить всю поднебесную!"
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась
весна.
Так же, как и на Рождество, в доме держали "дозвёздный
пост".
Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу - навечерницу.
Ели печёную картошку и с солью, кислую капусту, в которой попадались
морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы
и сладкую, мёдом заправленную кашу.
Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению.
Началось всё по-рождественскому - великим повечерием.
Пели песню: "Всяческая днесь да возрадуются Христу явльшуся
во Иордане" и читали Евангелие о сошествии на землю Духа
Божиего.
После всенощной делали углём начертание креста на дверях, потолках,
оконных рамах в знак ограждения дома от козней диавольских.
Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей
и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным,
а девушки "величают звезды".
Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несёт пирог
якобы в дар звёздам и скороговоркой, нараспев они выговаривают:
"Ай, звёзды, звёзды, звёздочки! Все мы звёзды одной матушки,
белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещёному,
сряжайте свадебку для мира крещёного, для пира гостиного, для
красной девицы родимой".
Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу на реку и
послушать, как запоёт полнощная вода…
Мать "творит" тесто для пирога, влив в него ложечку
святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в берёзах
и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками.
Завтра на отрывном "численнике" покажется красная
цифра шесть и под ней будет написано звучащее крещенской водою
слово: "Богоявление".
Завтра пойдём на Иордань!
В. А. Никифоров-Волгин
Дорожный посох