Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 70 январь-февраль 2008 г. >> В.А. Никифоров-Волгин. Крещение

В.А. Никифоров-Волгин. Крещение

Икона «Крещение Господне»
Читайте также:

В Крещенский сочельник я подрался с Гришкой.
Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдёт с неба Ангел и освятит на реке воду, и она запоёт: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи".

Гришка не поверил и обозвал меня баснописцем.
Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом.
В слезах пришёл домой.
Меня спросили: "О чём кувыкаешь?"
- "Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью!"
Из моих слов ничего не поняли.
"Нагрешник ты, нагрешник, - сказали с упрёком, - даже в Христов сочельник не обойтись тебе без драки!" - "Да я же ведь за дело Божие вступился" - оправдывался я.

Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь.
Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила её в печь, в пепел, ибо грех выливать её на места попираемые.
Отец спросил меня: "Знаешь, как прозывается по-древнему богоявленская вода? Святая агиасма!"
Я повторил это как бы огнём вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился не-давний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом.
Почему слово "АГИАСМА" слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог.
Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег.
Мать сказала: "Вот ежели и завтра Господь пошлёт снег, то будет урожайный год".

В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза.
От замороженных окон стоял особенный снежный свет, точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям.
На клиросе читали "пророчества". Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: "Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом; жаждущие, идите к воде живой…".

Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово "вода".
Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осенённые молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо и ветер, развевающий их седые волосы…
При пении "Глас Господень на водах" вышли из алтаря к народу священник и диакон.
На водосвятной чаше зажгли три свечи.
"Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздаётся, а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!"
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему об этом, но его не было видно.
Священник читал молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя… Тебе поет солнце, тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, тебе слушает свет…"
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий Богоявленский тропарь "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение" и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на моё лицо, мне казалось, чо теперь наступит большое ненарадованное счастье и всё будет по-хорошему, как в день Ангела, когда отец "осеребрит" тебя гривенником, а мать пятачком и пряничком впридачу.
Литургия закончилась посреди храма перед возжждённым светильником, и священник сказал народу: "Свет этот знаменует Спасителя, явившегося просветить всю поднебесную!"

Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна.
Так же, как и на Рождество, в доме держали "дозвёздный пост".
Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу - навечерницу.
Ели печёную картошку и с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, мёдом заправленную кашу.

Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению.
Началось всё по-рождественскому - великим повечерием.
Пели песню: "Всяческая днесь да возрадуются Христу явльшуся во Иордане" и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божиего.
После всенощной делали углём начертание креста на дверях, потолках, оконных рамах в знак ограждения дома от козней диавольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а девушки "величают звезды".
Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несёт пирог якобы в дар звёздам и скороговоркой, нараспев они выговаривают: "Ай, звёзды, звёзды, звёздочки! Все мы звёзды одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещёному, сряжайте свадебку для мира крещёного, для пира гостиного, для красной девицы родимой".

Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу на реку и послушать, как запоёт полнощная вода…

Мать "творит" тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в берёзах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками.

Завтра на отрывном "численнике" покажется красная цифра шесть и под ней будет написано звучащее крещенской водою слово: "Богоявление".
Завтра пойдём на Иордань!

В. А. Никифоров-Волгин Дорожный посох


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 11