Господь послал ему опытного духовного наставника
в лице старца, который помог ему устроить келию и научил плести
циновки, чтобы зарабатывать на хлеб.
Вскоре местный епископ поставил преп. Макария чтецом в церковь,
но, стремясь к иноческому уединению, он ушел из селения.
Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям.
Однажды дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего
любовника оклеветала святого. Разъяренные жители селения напали
на келию и нещадно избили преподобного. Родители девицы потребовали
от него денег на пропитание. Принимая все с кротостью, преп. Макарий
лишь усерднее плел циновки, чтобы заработать нужные деньги. Так
продолжалось до насту-пления родов, которые оказались тяжелыми.
Не перенеся мук, роженица созналась в клевете и устыженные родители
грешницы и все соседи просили у преподобного прощения. Возблагодарив
Бога за возвращение доброго имени, святой Макарий перешел жить
сначала на Нитрийскую гору, а затем на гору Фиранскую к преп.
Антонию Великому, где стал его учеником.
В 40 лет прп. Макарий был посвящен в сан иеромонаха и получил
великий дар исцеления. Достигнув высокой степени духовного совершенства,
он получил также дар воскрешать умерших. Показывая инокам путь
борьбы с соблазнами, прп. Макарий говорил, что заставить диавола
отступить можно не столько постом (диавол вообще не принимает
пищи), не бдени-ем (диавол вообще не спит), а, как ему признался
сам диавол, только смирением.
Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий
и Пахомий Великий и провозвестили ему кончину на 9-й день после
их явления. Преподобный собрал в тот день всю братию, простился
со всеми и отошел ко Господу. Многие из братии духовными учами
видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу
преподобного Макария. Житие преподобного Макария Великого составил
святитель Серапион, епископ Тмуитский (Нижний Египет) в IV веке.
Мощи святого Макария покоятся в Италии, в г. Амальфи.