Плясали безногие звёзды, раскачивалась безглазая земля,
катились бескрайние волны эфира, лучи играли в эфире.
Бросил Орион свои пламенные взгляды чрез безмерный простор
ощупывая своими лучами миллионы солнц и планет.
- Кого ищет Орион Пресветлый, кого это он нащупывает
и ищет? -зашептали звёзды в Млечном Пути.
- Ищу Всечеловека, ищу его и не нахожу, - сказал Орион.
- Видите ли вы его, сёстры?
- Не видим, - сказал Кентавр.
- Не видим, - сказала Большая Медведица.
- Не видим, - сказал Рак.
- Не видим, - сказал Овен.
А Кастор и Поллукс, великолепные близнецы, рассмеялись
сладко и так, что все звёзды вострепетали радостно.
- Они знают, они знают! Два прозорливых брата всё видят
и знают.
Речь - речь - произнесите, слово - слово - скажите!
Плясали Близнецы и говорили:
- Там, там далеко, где Солнце сияет, большое словно капля
крови, и где два-три атома около него играют - Уран, Сатурн
и Юпитер - там видится облик Всечеловека, вьётся на каком-то
полуатоме. Вы знаете, сёстры, что Всечеловек выбирает
наинижнее подножие ногам своим, дешёвейшие камни, чтобы
их соделать многоценными.
В это время одна комета промелькнула рядом с Близнецами
и сообщила:
- Да, верно, Пресвятые Братья, на этом полуатоме, называющемся
Землёю, ныне страдает Всечеловек. Сосредоточьте сильные
взоры свои на этой точке и помогите делу Его.
Сообщила и исчезла.
А Всечеловек, покрыт звёздами, но с непокрытой главой
стоял у потока, называемом Райна и смотрел на Близнецов.
И было у Всечеловека всего лишь двое последователей -
два прокажённых, которые сидели на берегу, у ног Учителя.
Сказали прокаженные, и не слышала их трава:
- Учитель, множество законов существует между людьми,
но есть ли целебный?
- Воистину, есть всего лишь два закона, - ответил Всечеловек.
- Первый пророческий, а второй - мессианский. И кроме
этих двух, других нет и не будет.
Сказали прокаженные, и не слышала их трава.
- Учитель, который из этих двух целебен?
- Первый обвязует рану, а второй лечит, - ответил Всечеловек.
Первый говорит: не служи более чем одному Богу в храме;
Второй говорит: не служи более чем одному Богу в душе.
Первый говорит: не кланяйся идолам соделанным руками;
Второй говорит: не кланяйся идолам сотворённым мыслию.
Первый говорит: не клянись словами,
Второй говорит: не клянись и мыслями.
Первый говорит: посвяти Господу Богу седьмой день,
Второй говорит: посвяти Господу Богу все дни.
Первый говорит: почитай отца своего и мать свою.
Второй говорит: почитай всякого отца как своего отца и
всякую мать как свою мать.
Первый говорит: не убей рукой.
Второй говорит: не убей мыслью.
Первый говорит: не укради рукой.
Второй говорит: не укради мыслью.
Первый говорит: не прелюбодействуй телом.
Второй говорит: не прелюбодействуй мыслью.
Первый говорит: не лги языком.
Второй говорит: не лги мыслью.
Первый говорит: не пожелай чужого кровью.
Второй говорит: не пожелай чужого мыслью.
Сказали прокаженные, и не слышала их трава.
- Учитель, скажи нам больше о первом и последнем законе.
И сказал Учитель:
- Кто служит одному Богу в храме, а двоим в душе, тот
не служит Богу ни в храме, ни в душе, но дьяволу.
Кто не кланяется рукотворным идолам, но кланяется духотворным
идолам, тот неизлечимый идолопоклонник.
Ибо исполненный идолами дух прикажет завтра рукам - если
не приказывает уже сегодня - соорудить идолов.
Тот, кто не клянётся мыслями, воистину не будет клясться
и словами, ибо где источник сух, там нет и реки.
А тот, кто сегодня не клянётся словами, тогда как его
мысли исполнены клятвою, завтра будет клясться и словами,
ибо чем исполнен источник, тем и течёт река.
А кто седьмой день посвящает Богу, тогда как шесть дней
посвящает себе, шестоднев того наполнит и седьмой день,
и Бог будет прогнан из его времени.
А ты, если исполнишь мыслью о Боге и молитвою шесть рабочих
дней, легко и радостно будешь праздновать седьмой день.
Истинно, тот кто почитает своего отца и свою мать, подобен
ребёнку только что начавшему ходить.
Но такой не может победить во всечеловеческом забеге.
Тот выиграет во всечеловеческом забеге, кто научится чрез
почитание своего отца и своей матери почитанию всякого
отца и матери.
Воистину в том мое благоволение.
Сказано в первом законе: не убей - и мыслилось на рукоубийцу.
Но смотри, тот кто имеет убийственные мысли, хотя и не
убивает рукою сегодня, убьёт рукою завтра; ибо когда источник
полон, река принуждена течь.
Поэтому последний закон запрещает убийство мыслью.
Ведь кто не убивает мыслью, и рука того не может подвигнуться
на убийство.
Что её двинет, если её движитель не хочет её двинуть?
И кто совершает прелюбодеяние, убивает и чужую и свою
душу, и печалит мою мать Мариам.
Благо тому, чьи мысли девственны, непрелюбодейны; смотри,
тот никогда не совершит прелюбодеяние телом.
А тот, кто и не делает прелюбодеяние телом, а творит его
мыслью, тот неизлечимый прелюбодей.
Ибо машина полная огненного пара, если и удержана сегодня
от движения, двинется завтра.
"Не укради", говорит пророческий закон и мыслит
о краже руками.
Истинно, если руки и не крадут, а сердце исполнено кражей,
вор здесь, и нарушение здесь.
Поэтому мессианский закон заповедует иссушить источник
краж - сердце ворующее - так чтобы не было того что подвигнет
руку на кражу.
Также никто не лжёт языком, кто не лжёт мыслями.
Чьи мысли истина того и речь истина.
Подобно тому, как никто и не убивает рукой, пока сначала
не убьёт мыслями.
Кто желает чужого кровью - излечим.
Но кто желает чужого мыслью - неизлечим.
Воистину как выстрел оставляет гарь в ружье, так всякий
грех оставляет гарь в душе.
Хотя бы ружьё и не было слышно в селе, и хотя бы его выстрел
никого не убил, гарь в нём остаётся.
Хотя бы никто и не записывал грех одного человека, душа
его имеет бирку, и она вырезает на бирке свои грехи.
От всего, что человеческая душа опубликует, остаётся дубликат
в ней самой.
Прокаженные, первый закон дан чтобы научить людей не разрушать
жизнь, а второй - научить их созидать жизнь.
Прокаженные, первый закон служил, чтобы связать мясо и
кровь, а второй - чтобы одухотворить мясо и кровь.
Первый закон писан камнем по каменной скрижали, а второй
духом по мясу и крови.
Пророческий закон, прокаженные, дан чтобы человек боялся
Бога, а мессианский - чтобы человек соработал Богу.
Первый - чтобы остановить болезнь, второй - чтобы её излечить.
А прокаженные вздохнули, и не слышала их трава.
Епископ Николай (Велимирович)
(перевод с сербского)
|