Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 71 март 2008 г. >> Святой Николай Охридский и Жичский

Святой Николай Охридский и Жичский

Святой Николай Охридский и Жичский
Читайте также:

 

В чистых водах Православия

Святой Николай Охридский и Жичский (1880 - 1956) - второй после святого Саввы сербский просветитель и, несомненно, самый талантливый проповедник Церкви Христовой 20-го века, почему его и назвали Новым Златоустом.

Родился он 23 декабря (по церковному календарю) в деревушке Лелич, неподалеку от Валева. Отец его был родом из Восточной Боснии, а его предки - из Черногории.

То, как маленький Николай учился и развивался духовно, было настоящим чудом.
Его взлет был неимоверно быстрым: из обычного крестьянского мальчика Николай превратился в самого образованного серба своего времени.
После окончания 6-го класса гимназии в Валеве Николай хотел поступить в Военную Академию, но из-за слабого здоровья не был пропущен медицинской комиссией.
Тогда он записался в белградскую богословскую школу и окончил ее в 1902 году.

Дальнейшее формирование личности св. Николая распадается на два совершенно отличных друг от друга периода.

Увлечённый духом времени, он отправляется на Запад: учится на старокатолическом факультете в Берне, затем в Оксфорде и Женеве.
Возвращается в Белград в 1909 году, будучи уже дважды доктором наук: теологии (диссертация на тему "Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви") и философии (диссертация на тему "Философия Джорджа Беркли").
Кроме того, он написал и защитил работу по истории "Восстание моряков в Боке".
Стремясь расширить свои познания и не будучи удовлетворенным западным узким рационализмом и индивидуализмом, он вскоре знакомится с древней индийской мудростью.

Однако его богословская и философская сущность и врожденная мудрость определялись не приобретенными познаниями.
В то время уже довольно чётко вырисовывается мировоззренческая направленность интересов св. Николая.

Второй период духовного возрастания св. Николая начинается с принятия им монашеского сана.
Он был пострижен в 1909 году с именем Николай в раковицком монастыре.
Далее - пребывание в России, где он ощутил себя "в чистых водах православия".
С апреля 1915 по апрель 1919 года он живёт в Америке и Англии, где успешно представляет Сербию.
В 1919 году, когда св. Николай ещё был в Англии, его избрали Жичским епископом, но уже в конце 1920-го переместили в Охридскобытольскую епархию.

В Охриде начинается духовное преображение св. Николая.
Он тщательно изучает богословские труды Святых Отцов, при этом часто посещает Святую Гору.
В Охриде формирутся истинный облик св. Николая: облик православного человека и святителя. И эти грани он совершенствует до последних дней.
Именно в то время им написаны бесценные труды.

В 1934 году св. Николай возвращается в Жичскую епархию.
На Петров день 1941 года св. Николая схватили немцы.
Сначала он был заключен в любостинском монастыре, позже - в монастыре Войловицы близ Панчева.
Оттуда 14 сентября 1944 года его вместе с патриархом Гавриилом перевезли в концентрационный лагерь Дахау.
В мае 1945 года он из Англии попадает в Америку.
Преставился св. Николай в русском православном Свято-Тихоновском монастыре 5/18 марта 1956 года.
Был похоронен в монастыре Либервиля, но в мае 1991 года его мощи были перенесены в родной Лелич.

Св. Николай активно участвовал в церковной жизни и сербском национальном и культурном движении.
Он известен как писатель-богослов, проповедник, поэт, пастырь, духовник, благодетель, меценат, миссионер (как среди своего народа, так и церкви вообще), как пророк-провидец и исповедник веры православной.

Вот перечень его наиболее известных работ:

  • "О Воскресении Христовом",
  • "Проповедь под горой",
  • "Над грехом и смертью",
  • "Речи о Всечеловеке",
  • "Молитва на озере",
  • "Новая Нагорная проповедь",
  • "Мысли о добре и зле",
  • "Проповеди" (в 2-х томах),
  • "Охридский пролог",
  • "Война и Библия",
  • "Вера образованных людей",
  • "Символы и сигналы",
  • "Царский завет",
  • "Духовная лира",
  • "Эммануил",
  • "Номология",
  • "Земля безвозвратная",
  • "Жатва Господня"
  • "Касиана - Наука о Любви",
  • "Стихи - молитвенный Диван - Наука о чудесах",
  • "Един Человеколюбец",
  • "Первый Божественный закон и Райская пирамида",
  • позже "Над Востоком и Западом",
  • "Через тюремное окно",
  • "Любостинский стослов"
  • и другие.
После принесенного св. Николаем сокрушённого покаяния он уже не отходит от православного предания.
Его богословские идеи основаны на Божественном Откровении, поэтому они христоцентричны и проникнуты Святым Духом.
Христос находится в центре как толкования мира и жизни, так и отношений между Богом и людьми.
Только через принятие Христа и Его Евангелия можно вступить в общение с Богом, так как только через Христа Бог устанавливает полное общение с людьми.
Философы и основатели светских религий иначе познавали Бога: "сами были землей и от земли", поэтому говорили как "сыны земли, а не как сыны неба".
"О небе говорили (насколько об этом вообще шла речь), глядя в землю и ступая по земле".

Только Он, Который сошел с Небес, Сын Человеческий, Который на Небесах, может свидетельствовать миру о том, что есть на небе, каков Бог, какова духовная действительность в ином мире.
Он свидетельствует не по земным законам логики, не на основании человеческого познания разумом, не по мудрованию и философствованию земного человека, но по тому, что видит и слышит…
И Свое свидетельство Он называет Благой Вестью…
Только это Его Откровение в состоянии превратить человека-червя в Богочеловека и Сына Божьего".
Но "не спрашивай, верует ли христианин в Бога, спроси, верует ли он в Евангелие, в радостную весть Христову. Ибо, когда он говорит, что верует в Бога, но по своему пониманию, а не по Евангелию, то он - реакционер и язычник, потому что относится к вере, как относились к ней люди 2000 лет тому назад".

Как и Святые Отцы ранних времен, которые отлично знали языческую философию и религиозные языческие мистерии, св. Николай не допускал ни малейшего компромисса "ни с кем и ни с чем, что есть от земли и землею, что есть от человека и для человека, но был с тем, что исходит от Христа и Его Евангелия".

- "Православная Церковь - единственная в мире, получившая веру в Евангелие как единую абсолютную истину, не требующую ни доказательств, ни подтверждения какой бы то ни было философией или светскими науками.
И далее св. Николай говорит: "Под единой Церковью мы понимаем православную Церковь и чётко отмежевываем её от еретических церквей".
Некоторые же православные богословы сравнивают Православную Церковь с еретическими религиозными сообществами, тем самым, предупреждает св. Николай, отделяют себя от Церкви.
Вот как св. Николай оценивает индийскую мысль и религию: "Вся многотысячелетняя индийская мудрость может уместиться в скарлупке грецкого ореха, откуда для человека не существует никакого выхода" (Феодул).

Чтобы представить себе масштаб личности св. Николая Жичского, следует вспомнить - помимо его прозаических и стихотворных произведений - о его исключительном проповедническом труде, предпринятом ради сербского народа.
Отец Иустин Попович предвидел, что настанет время, когда владыка Николай будет прославлен так же, как и святой Савва. А сам он почитал его как святителя и обращался к нему в молитвах.

Впервые собрание сочинений владыки Николая (Велимировича) было издано западноевропейским епископом Лаврентием в Химелстире в 1976 году (вышло 12 томов), а позже, в 1996 году, - "Гласом Церкви" в Валеве (вышло 20 томов).
Продолжая начатое, епископ Рашкопризренский Артемий в 1993 году в специальном выпуске журнала "Святой князь Лазарь" издал не известные тексты владыки Николая.

Перевод с сербского Евгении и Ольги Еременко
Из журнала Лепавинского монастыря
"Пут, истина и живот" № 2, 2003

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 17