Родился он 23 декабря (по церковному календарю) в деревушке
Лелич, неподалеку от Валева. Отец его был родом из Восточной
Боснии, а его предки - из Черногории.
То, как маленький Николай учился и развивался духовно,
было настоящим чудом.
Его взлет был неимоверно быстрым: из обычного крестьянского
мальчика Николай превратился в самого образованного серба
своего времени.
После окончания 6-го класса гимназии в Валеве Николай
хотел поступить в Военную Академию, но из-за слабого здоровья
не был пропущен медицинской комиссией.
Тогда он записался в белградскую богословскую школу и
окончил ее в 1902 году.
Дальнейшее формирование личности св. Николая распадается
на два совершенно отличных друг от друга периода.
Увлечённый духом времени, он отправляется на Запад: учится
на старокатолическом факультете в Берне, затем в Оксфорде
и Женеве.
Возвращается в Белград в 1909 году, будучи уже дважды
доктором наук: теологии (диссертация на тему "Вера
в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской
Церкви") и философии (диссертация на тему "Философия
Джорджа Беркли").
Кроме того, он написал и защитил работу по истории "Восстание
моряков в Боке".
Стремясь расширить свои познания и не будучи удовлетворенным
западным узким рационализмом и индивидуализмом, он вскоре
знакомится с древней индийской мудростью.
Однако его богословская и философская сущность и врожденная
мудрость определялись не приобретенными познаниями.
В то время уже довольно чётко вырисовывается мировоззренческая
направленность интересов св. Николая.
Второй период духовного возрастания св. Николая начинается
с принятия им монашеского сана.
Он был пострижен в 1909 году с именем Николай в раковицком
монастыре.
Далее - пребывание в России, где он ощутил себя "в
чистых водах православия".
С апреля 1915 по апрель 1919 года он живёт в Америке и
Англии, где успешно представляет Сербию.
В 1919 году, когда св. Николай ещё был в Англии, его избрали
Жичским епископом, но уже в конце 1920-го переместили
в Охридскобытольскую епархию.
В Охриде начинается духовное преображение св. Николая.
Он тщательно изучает богословские труды Святых Отцов,
при этом часто посещает Святую Гору.
В Охриде формирутся истинный облик св. Николая: облик
православного человека и святителя. И эти грани он совершенствует
до последних дней.
Именно в то время им написаны бесценные труды.
В 1934 году св. Николай возвращается в Жичскую епархию.
На Петров день 1941 года св. Николая схватили немцы.
Сначала он был заключен в любостинском монастыре, позже
- в монастыре Войловицы близ Панчева.
Оттуда 14 сентября 1944 года его вместе с патриархом Гавриилом
перевезли в концентрационный лагерь Дахау.
В мае 1945 года он из Англии попадает в Америку.
Преставился св. Николай в русском православном Свято-Тихоновском
монастыре 5/18 марта 1956 года.
Был похоронен в монастыре Либервиля, но в мае 1991 года
его мощи были перенесены в родной Лелич.
Св. Николай активно участвовал в церковной жизни и сербском
национальном и культурном движении.
Он известен как писатель-богослов, проповедник, поэт,
пастырь, духовник, благодетель, меценат, миссионер (как
среди своего народа, так и церкви вообще), как пророк-провидец
и исповедник веры православной.
Вот перечень его наиболее известных работ:
- "О Воскресении Христовом",
- "Проповедь под
горой",
- "Над грехом и смертью",
- "Речи
о Всечеловеке",
- "Молитва на озере",
- "Новая
Нагорная проповедь",
- "Мысли о добре и зле",
- "Проповеди" (в 2-х томах),
- "Охридский пролог",
- "Война и Библия",
- "Вера образованных людей",
- "Символы и сигналы",
- "Царский завет",
- "Духовная лира",
- "Эммануил",
- "Номология",
- "Земля безвозвратная",
- "Жатва Господня"
- "Касиана - Наука о Любви",
- "Стихи - молитвенный
Диван - Наука о чудесах",
- "Един Человеколюбец",
- "Первый Божественный закон и Райская пирамида",
- позже "Над Востоком и Западом",
- "Через
тюремное окно",
- "Любостинский стослов"
- и другие.
После принесенного св. Николаем сокрушённого покаяния
он уже не отходит от православного предания.
Его богословские идеи основаны на Божественном Откровении,
поэтому они христоцентричны и проникнуты Святым Духом.
Христос находится в центре как толкования мира и жизни,
так и отношений между Богом и людьми.
Только через принятие Христа и Его Евангелия можно вступить
в общение с Богом, так как только через Христа Бог устанавливает
полное общение с людьми.
Философы и основатели светских религий иначе познавали
Бога: "сами были землей и от земли", поэтому
говорили как "сыны земли, а не как сыны неба".
"О небе говорили (насколько об этом вообще шла речь),
глядя в землю и ступая по земле".
Только Он, Который сошел с Небес, Сын Человеческий, Который
на Небесах, может свидетельствовать миру о том, что есть
на небе, каков Бог, какова духовная действительность в
ином мире.
Он свидетельствует не по земным законам логики, не на
основании человеческого познания разумом, не по мудрованию
и философствованию земного человека, но по тому, что видит
и слышит…
И Свое свидетельство Он называет Благой Вестью…
Только это Его Откровение в состоянии превратить человека-червя
в Богочеловека и Сына Божьего".
Но "не спрашивай, верует ли христианин в Бога, спроси,
верует ли он в Евангелие, в радостную весть Христову.
Ибо, когда он говорит, что верует в Бога, но по своему
пониманию, а не по Евангелию, то он - реакционер и язычник,
потому что относится к вере, как относились к ней люди
2000 лет тому назад".
Как и Святые Отцы ранних времен, которые отлично знали
языческую философию и религиозные языческие мистерии,
св. Николай не допускал ни малейшего компромисса "ни
с кем и ни с чем, что есть от земли и землею, что есть
от человека и для человека, но был с тем, что исходит
от Христа и Его Евангелия".
- "Православная Церковь - единственная в мире, получившая
веру в Евангелие как единую абсолютную истину, не требующую
ни доказательств, ни подтверждения какой бы то ни было
философией или светскими науками.
И далее св. Николай говорит: "Под единой Церковью
мы понимаем православную Церковь и чётко отмежевываем
её от еретических церквей".
Некоторые же православные богословы сравнивают Православную
Церковь с еретическими религиозными сообществами, тем
самым, предупреждает св. Николай, отделяют себя от Церкви.
Вот как св. Николай оценивает индийскую мысль и религию:
"Вся многотысячелетняя индийская мудрость может уместиться
в скарлупке грецкого ореха, откуда для человека не существует
никакого выхода" (Феодул).
Чтобы представить себе масштаб личности св. Николая Жичского,
следует вспомнить - помимо его прозаических и стихотворных
произведений - о его исключительном проповедническом труде,
предпринятом ради сербского народа.
Отец Иустин Попович предвидел, что настанет время, когда
владыка Николай будет прославлен так же, как и святой
Савва. А сам он почитал его как святителя и обращался
к нему в молитвах.
Впервые собрание сочинений владыки Николая (Велимировича)
было издано западноевропейским епископом Лаврентием в
Химелстире в 1976 году (вышло 12 томов), а позже, в 1996
году, - "Гласом Церкви" в Валеве (вышло 20 томов).
Продолжая начатое, епископ Рашкопризренский Артемий в
1993 году в специальном выпуске журнала "Святой князь
Лазарь" издал не известные тексты владыки Николая.
Перевод с сербского
Евгении и Ольги Еременко
Из журнала Лепавинского монастыря
"Пут, истина и живот" № 2, 2003
|